Готический стиль в архитектуре

Содержание:

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Влияние готического искусства в тех областях, где существовала  романская   архитектура,   выражается  двояко:   или в занесении новых типов, или в слиянии новых принципов с местными традициями.

Сначала укажем вкратце на случаи простого подражания. На юге Франции мы находим целые колонии искусства центральной Франции. В тех областях, где господствовала романская архитектура, во второй половине XIII в. воздвигаются здания в чисто готическом стиле, как соборы в Клермоне и Лиможе, а в XIV в. — церковь Сен-Назэр в Каркассоне и собор в Нарбонне.

На востоке Франции в XIII в. неф Страсбургского собора строится по методам Иль де Франса. Жители города Вимпфена вызывают архитектора из Парижа, чтобы он построил им церковь «на французский лад» *. Собор Богоматери в Трире отмечен тем же влиянием; мы находим его в церкви Куниберта в Кёльне, в соборе в Ратисбонне и особенно в церкви св. Елизаветы в Марбурге. Влияние готики распространяется вплоть до Венгрии.

Построенные в XIV в. неф Мецского собора и портал Страсбургского собора носят явный отпечаток архитектурной школы центральной Франции; Кёльнский собор — прямое подражание соборам в Амьене и Бовэ. В Англии во второй половине XII в. кентерберийское епископство, очень тесно связанное с епископством Санса, воздвигает собор, явно построенный по образцу собора в Сансе. В Северной Италии город Милан приглашает для постройки собора архитекторов из Франции и Германии *.

В Испании архитектор из Кёльна начинает постройку собора в Бургосе *, а архитектор из Нарбонны строит собор в Жироне *.

Наконец, упомянем еще ответвление готики на Востоке, созданное рыцарями Родоса. Родос имеет вид готического города Южной Франции. На острове Кипре, в городе Фамагусте, собор во всех отношениях (за исключением террас, заменяющих крыши) является французской церковью в стиле «пламенеющей» готики  *.

Примечание: В хронике Бурхарда Халльского (ок. 1268— 1278) приведены знаменитые слова, бывшие предметом неоднократной дискуссии в литературе: «Монастырь… приказал построить… в французском роде (opere francigono)». Ср. Dehio, упом. соч.

В постройке Миланского собора участвуют: в 1389 г. — француз Никола де Бунавентюр, в 1391 г. — немец Ганс из Фернаха, в 1394—1395 гг. — Ульрих Энзингер, затем Генрих Парлер; в 1399 г. — француз Жан Миньо. См. Сlasen, упом. соч.; Stein H., Les architectes des cathedrales gothiques. Paris s. d. (1909).

Собор в Бургосс заложен в 1221 г. и закончен в 1567 г. Общее сходство с французскими соборами неоспоримо, но иностранные мастера, работавшие здесь, — Франциск из Кёльна и Филипп из Бургундии, — действуют в послеготическую эпоху (конец XV — нач. XVI в.); лучше установлено участие французского мастера Пьера из Корби в строительстве собора Толедо, основанного в 1226 г. См. Enbart, упом. соч.; Stein, упом. соч.

Жирона (в Каталонии) имеет собор однонефного типа, необычайной ширины — в 23 м; он начат постройкой в 1316 г. мастером Анри из Нарбонны и продолжен другим французом, Жаком Фавари. См. Dieulafoy М., Espagne et Portugal, Paris 1913.

Родос и Кипр, к которым следует теперь добавить памятники Палестины, наиболее полно обследовал с архитектурной стороны Еnlаrt, L’Art Gothique et la Renaissance en Chypre, 1899, который в общем подтверждает взгляды Шуази; см. его статьи в «Histoire de L’Art»; A. Michel, t. Ill (1909), «Les monuments des croises dans le royaume de Jerusalem», 1925—1928.

Неоготика XIX века. Дворцы, замки, жилые интерьеры

В области жилых зданий (дворцов и замков), во всей Европе доминировал стиль историзм, а готика была одним из его направлений. В оформлении фасадов готика так и не стала популярной, таких зданий нет, но с интерьерами всё было иначе. Состоятельные владельцы старых замков, когда реставрировали (или строили) свои поместья оформляли различные помещения в различных стилях. В любом богатом имении обязательно присутствовал готический интерьер в одной или нескольких комнатах.

Галерея — главный гостевой зал в замке Струберри Хилл

Первое здание, которое напомнило о красоте средневекового стиля – поместье Строуберри Хилл в пригороде Лондона. Дом построил, в конце 18 века, богатый аристократ Гораций Уолпол, который любил чудачества. Интерьер он разработал (точнее сказать придумал) сам, взяв за основу внутреннее убранство капеллы Вестминстерского аббатства и некоторых английских храмов.

Главный зал Замка де Хаар, большая гостиная

Чаще всего в неоготическом стиле оформлялось одно или несколько помещений. В замке де Хаар архитектор спроектировал большой готический холл, основой которого стала планировка католического собора. Большое пространство в центре было окружено несколькими уровнями галерей (клуатров), украшенных резными орнаментами и скульптурами.

Крупнейшие постройки:

  1. Особняк Строуберри Хилл, кон. XVIII в., Великобритания, первая значительная постройка с готическим интерьером, ставшая символом возрождения стиля;
  2. , 1892-1812 гг., Нидерланды
  3. , 1849, Англия
  4. , 1846-1858 гг., Чехия
  5. , 1874-1878 гг., Индия, пример смешения английской неоготики с индийскими архитектурными традициями
  6. Особняк Зинаиды Морозовой в Москве, 1893-1898 гг., Россия

Общие признаки: 1) только несколько комнат в здании оформлялись в готическом стиле; 2) вместо традиционной каменной резьбы применялось дерево или другие альтернативные дешёвые материалы; 3) традиционные католические элементы отделки были переработаны на светский манер, благодаря чему появилось много новых вариантов декора; 4) в целом декоративное оформление оставалось крайне сложным и насыщенным, многоакцентным.

Устройство готического собора

В основе готической архитектуры лежит стройная идеологическая программа, которую составляли ученые-богословы. От нее зависела конструкция собора, она же определяла основные тезисы его назначения — кому посвящен, в каком месте строится.

На первый взгляд, множество архитектурных элементов выглядят как хаотично выросшие и причудливо переплетенные стебли растений. Однако, как и в любом христианском храме, здесь нет ничего беспорядочного или случайного.

Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены

В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной частью, ориентированной на восток. Такое расположение связано с тем, что восток символизировал рай и Бога, которому и была посвящена алтарная апсида — небольшой полукруглый выступ здания. Свод над апсидой был символом небесного свода, который олицетворял единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, и единство мира.

Западный же фасад был обращен к земной жизни. Он богато украшался витражами и скульптурными композициями. Постоянными «обитателями» готических соборов были гротескные существа — гаргульи и химеры: их причудливые фигуры играли роль водостоков. Фасад венчали обычно две башни. Все части готического собора были символичны. Стоит в этом разобраться.

Д. П. Панини «Интерьер Санта-Мария-Маджоре в Риме» (1750)

Новшества конструкции

В XII столетии в Европе — в первую очередь во Франции, которую можно называть колыбелью готического стиля, — полностью складывается система феодального общества. Города продолжают расти, многие из них, добившись независимости у местных сеньоров, превращаются в своего рода государства в государстве. Продолжается развитие ремесел, овладение новыми технологиями и приемами производства требует наличия многочисленных мастерских и школ. То есть обстановка располагает к большей «светскости» жизненного уклада. Но в то же время Церковь, не желая сдавать позиций, укрепляет свое могущество при помощи приобретения все новых земель и создания разнообразных организаций для борьбы с ересями. В 1215 году инквизиция как особый церковный суд будет закреплена официально…

Вид на Шартрский собор

Выражением этой двойственности, «единства и борьбы противоположностей» и стали готические соборы и готический архитектурный стиль в целом. Готический храм, с одной стороны, представляет собой торжество технического гения, победу разума над материальным, выражает возможности и способности человека. С другой — он делает этого же человека песчинкой в громадном пространстве, олицетворяет устремление в небеса, в космос, в вечность!

Основателем готики в архитектуре считается аббат Сугерий (ок. 10811151), близкий друг короля Людовика Толстого, глава аббатства Сен-Дени, игравшего важную роль в средневековой Франции. Именно при перестройке главного храма аббатства Сугерий инициировал использование новых архитектурных приемов. Причину часто видят в его увлечении греческими богословскими сочинениями «О небесной иерархии», «О мистическом богословии», приписываемых мыслителю Дионисию Ареопагиту. Эти трактаты много внимания уделяют степеням близости к Богу и небесам. И именно в небо по его инициативе устремились готические соборы! Сугерий считал, что пронизанный солнечными лучами храм будет рождать в душах прихожан ассоциации с божественным светом.

В отличие от собора романского, где тяжелый свод опирался на толстые стены, в готическом соборе на первое место вышла система аркбутанов (от фр. arc-boutant — «подпорная арка», так назывались дополнительные арки-опоры, вынесенные за основной объем храма) и контрфорсов (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальных конструкций, усиливающих несущую стену. Контрфорс мог выглядеть как выступающая часть стены или как отдельная вертикальная постройка-башня, соединенная со стеной аркбутаном. В итоге храм начал выглядеть как некое фантастическое существо, ненадолго опустившееся на землю и сложившее свои огромные крылья, перед тем как снова взмыть в небо…

Такая конструкция позволила сделать стены более легкими, прорезать их множеством стрельчатых арок. Сводчатый потолок поднялся на невероятную высоту. Заметной деталью конструкции храма стали нервюры (фр. nervure — «прожилка») — выступающие ребра каркаса. Вместе с аркбутанами и контрфорсами они служили задаче облегчения постройки, распределения громадного веса использованного для нее камня.

Собор Парижской Богоматери. Хорошо видны особенности конструкции готического храма

У любого, кто входил в готический храм, захватывало дыхание: теряющиеся где-то в вышине своды, потоки света, льющиеся через многометровые витражные окна, таинственные тени и многочисленные украшения — все это заставляло почувствовать себя «между небом и землей»…

Впрочем, в это время строятся не только храмы. Появляются новые виды общественных зданий — такие как ратуша, крытый рынок, цеховая постройка. К началу позднего Средневековья на смену замкам начинают приходить дворцы и особняки — менее «военизированные» и не так мощно укрепленные.

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

История стиля

Готический стиль в архитектуре получил широкое развитие в эпоху Средневековья в XII-XVI веках. Историки считают родиной этого архитектурного направления северную Францию. Постепенно готика распространилась по Западной, Восточной, Центральной и отчасти Северной Европе, заменив собой популярный в то время романский стиль. Новое направление применялось при строительстве церквей, монастырей и храмов.

ФОТО: am-seo.ruСамые знаменитые соборы мира, например, Нотр Дам, построены в готическом стиле

Признаки готической архитектуры:

  • высокие шпили на крышах;
  • стрельчатые арки и полуарки из камня;
  • «роза» на фасаде;
  • удлинённые, заострённые окна с витражами:
  • узкие башни, устремлённые вверх.

Все элементы здания в готическом стиле стремятся вверх.

ФОТО: avatars.mds.yandex.netУзнать готический собор очень легко по узким и высоким башенкам, множеству изящных архитектурных деталей

Ранняя готика в Нормандии

Эксперименты с готическими элементами также проводились в Нормандии в конце XI и XII веках. В 1098 году аббатству Лессей была предоставлена ​​ранняя версия хора с заостренным ребристым сводом . Церковь Сен-Пьер-де-Лизье , построенная в 1170-х годах, отличалась более современными четырехчастными ребристыми сводами и аркбутанами. Другие эксперименты с готическими ребристыми сводами и другими элементами проводились в Кане , в церквях двух больших церквей королевских аббатств, аббатства Сент-Этьен, Кана и аббатства Сент-Трините, Кан , но они остались в основном нормандскими романскими церквями. .

Руанский собор имел примечательные черты ранней готики, добавленные после того, как в 1185 году архиепископ Готье де Кутанс перестроил интерьер из романского в готический . Новому готическому нефу было придано четыре уровня, а у более позднего хора — три новых, модных.

Франция: готические жилые дома и замки

Во Франции готического периода было построено множество укрепленных городов, замков, жилых домов и административных зданий, значительное число которых сохранилось до наших дней.

В этих зданиях формы обычно были очень конструктивны. Декор и в церквях, и в жилых домах был одинаков: украшались окна, контрфорсы

В отличие от церквей, однако, особое внимание уделялось лестничным клеткам, которые часто делались выступающими из фасада и формировали главный вход здания. По лестнице можно было попасть в различные помещения

В отличие от Англии, в средневековой Франции главный зал не являлся центром дома.

Декор входа. Герцогский дворец. Нанси (1502-1544 гг.)

Вход в Герцогский дворец со стороны улицы украшен в стиле пламенеющей готики, хотя здесь использованы и другие элементы, а также натуралистичные украшения в виде листвы. Верхний этаж украшен орнаментом в виде ракушек, пилястрами и панелями с портретами.

Базилика Сен-Дени

Базилика Сен-Дени было важно , потому что это было местом захоронения французских королей династии Капетингов с конца 10 до начала 14 — го века. Он привлекал очень большое количество паломников, которых привлекали мощи Сен-Дени , покровителя Парижа

Чтобы вместить большое количество паломников, Сугер сначала построил новый нартекс и фасад в западной части, с башнями-близнецами и окном-розеткой в центре.

Самым оригинальным и влиятельным шагом Сугера было создание чевета , или восточного конца, с излучающимися часовнями. Здесь он использовал остроконечную арку и ребристый свод по-новому, заменив толстые разделительные стены арочными ребристыми сводами, установленными на колоннах со скульптурными капителями. Сугер писал, что новый чевет «облагорожен красотой длины и ширины». И «середину здания внезапно возвысили двенадцать колонн». Он добавил, что при создании этой детали его вдохновили древнеримские колонны, которые он видел в руинах бань Диоклетиана и в других местах Рима. Он описал законченную работу как «кольцевую вереницу часовен, благодаря которой вся церковь будет сиять чудесным и непрерывным светом самых светлых окон, проникая во внутреннюю красоту».

Сугер был поклонником доктрин раннехристианского философа Иоанна Скота Эриугена (ок. 810–887) и Диониса, или Псевдо-ареопагита , который учил, что свет является божественным проявлением, а все сущее — «материальным светом», отражая бесконечный свет самого Бога. Таким образом, витражи стали способом создания сияющего неземного света, идеального для религиозных размышлений.

По словам Сугера, каждый аспект новой архитектуры апсиды имел символическое значение. Он писал, что двенадцать колонн, разделяющих часовни, представляют двенадцать апостолов , а двенадцать колонн боковых проходов представляют второстепенных пророков Ветхого Завета .

Базилика, включая верхнюю часть хора и апсиду, была значительно изменена в стиле Rayonnant в 1230-х годах, но оригинальные амбулатории и часовни в раннем готическом стиле все еще можно увидеть.

Технология изготовления паяного витража

Шаг 1. На зафиксированном на рабочем столе шаблоне отмечают, какого цвета будет каждый элемент рисунка. Можно наносить метки цветными фломастерами или подписывать простым карандашом.

Шаг 2. Выбирают кусочек стекла нужного цвета и кладут его сверху на соответствующую деталь рисунка.

Переводим детали на пленку

Вырезаем пленку и раскладываем на стекле

Шаг 3. Если сквозь стекло хорошо видны линии рисунка, проводят по контуру детали стеклорезом. Если линии плохо видны, прорисовывают их на стекле. В работе со стеклорезом необходимо придерживаться рекомендаций мастеров витражного искусства:

  • поверхность стекла должна быть чистой (в случае необходимости ее нужно обезжирить);
  • рез должен быть достаточно быстрым и равномерным, без излишнего нажима;
  • при правильном выполнении реза должен быть слышен характерный звук потрескивания стекла;
  • за 5-7 мм до конечной точки реза нужно ослабить нажим на стекло;
  • нельзя проводить стеклорезом несколько раз по одной и той же линии.

Вырезаем детали

Отламываем деталь

Ломание стекла

Шаг 4. Включают шлифовальную машинку и подносят к вращающейся головке кромку стекла. Слегка прикасаясь к механизму, обтачивают деталь. Во время работы выполняют «примерку»: кладут резанный элемент рисунка на шаблон и сверяют соответствие размеров и изгибов линий.

Деталь нужно обточить на шлифмашинке, чтобы края были ровные

Шлифовка

Шаг 5. Обточенный кусочек стекла обертывают клейкой фольгированной лентой. Для выполнения этой задачи можно использовать специальные инструменты: ролики. Но можно обойтись и без них. Ленту приклеивают так, чтобы ее края охватывали стекло с двух сторон, выступая за кромку на 1 мм. Поэтому ширина ленты должна соответствовать толщине стекла с учетом этого требования.

Оборачиваем края фольгой

Выкладываем детали на эскиз

Все детали уложены

Шаг 5. Когда будет готова часть рисунка и на шаблоне уложены все его, вырезанные из стекла, элементы, приступают к пайке. Нагревают паяльник до нужной температуры, берут пруток припоя и прикладывают его к линии стыка двух кусочков стекла.

Шаг 6. Прикасаются к припою паяльником и «ведут» припоем по линии рисунка.

Выполняем пайку

Шаг 7. После того как будут проработаны все стыки между элементами шаблона, стеклянное полотно переворачивают и повторно выполняют ту же работу: припаивают кусочки стекла друг к другу.

Шаг 8. Когда будут готовы несколько модулей рисунка, приступают к их соединению с помощью протяжки. На этом этапе работ используют Н-образный профиль. Это достаточно гибкий материал для того, чтобы соединить стекло даже со сложными линиями изгибов.

Шаг 9. После сборки витража, его нужно установить в раму. Если полотно получилось достаточно легковесным, можно использовать деревянные штапики с прорезью. В этом случае понадобится Y-образный профиль, узкую часть которого вставляют в щели.

Для тяжеловесных витражей используют деревянные или металлические рамы с П-образным сечением. Ширина этих планок должна соответствовать толщине стекла с учетом двух слоев припоя и клейкой ленты.

Шаг 10. Витраж в раме устанавливают в оконный проем.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

— Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

— Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Собор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

— Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Ранняя английская готика: интерьеры

Интерьеры ранней английской готики отличались от французских более широкими пролетами арок и большей склонностью к использованию горизонтальных линий. Величественные соборы и церкви этого периода имеют плавные удлиненные формы, причем линии в равной степени увлекают взгляд в горизонтальном и в вертикальном направлении. Интерьеры не воспринимаются как единое целое. В плане они членятся на отдельные части. Нет единства и в деталях декора. В интерьерах используется большое количество колонн, часто сделанных из мрамора или другого роскошного камня. В поздний готический период широко использовали нервюры как декоративный элемент.

Собор. Линкольн

Собор в Линкольне, строительство которого было начато в 1192 г., является одним из лучших в ранней английской готике. В нефе, показанном на иллюстрации. доминируют горизонтали. подчеркнутые широкими пролетами, отсутствием высоких колонн, ребрами свода. В северном трансепте собора стволы колонн несут капители с глубоко прорезанным лиственным орнаментом. Некоторые капители без орнамента.

Опоры собора в Линкольне характерны для ранней английской готики. Они украшены пучками тонких колонн из мрамора. Колонны с резьбой вверху и внизу. Широкие пролеты аркады центрального нефа и трифория собора в Линкольне подчеркивают его горизонтальную протяженность. Орнамент, называемый «собачий зуб», на самом деле представляет собой цветок с четырьмя лепестками, в центре которого расположен заостренный выступ.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом.  Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид),
  • историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Список используемой литературы

  • Дучер, Роберт (2014). Caractéristique des Styles (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-0813-4383-2.
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
  • Миньон, Оливье (2017). Архитектура Du Patrimoine Française — Abbayes, Églises, Cathédrales et Châteaux (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-27373-7611-5.
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Les Styles de l’architecture et du mobilier (на французском языке). Жиссеро. ISBN 9-782877-474658.
  • Ривьер, Реми; Лавой, Аньес (2007). La Tour Jean sans Peur , Ассоциация друзей тура Jean sans Peur. ISBN  978-2-95164-940-8
  • Трентиньяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Decouvrir Notre-Dame de Paris (на французском языке). Пэрис: Серф. ISBN 2-204-02087-7.
  • Texier, Simon, (2012), Парижская панорама архитектуры антиквариата, Париж (на французском языке), ISBN  978-2-84096-667-8
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.
  • Венцлер, Клод (2018), Cathédales Cothiques — un Défi Médiéval , Éditions Ouest-France, Rennes (на французском языке) ISBN  978-2-7373-7712-9
  • Le Guide du Patrimoine en France (2002), Éditions du Patrimoine, Centre des Monuments Nationaux (на французском языке) ISBN  978-2-85822-760-0

Англия: интерьеры перпендикулярного стиля

Первый последовательно перпендикулярный интерьер в готическом стиле — придел собора в Глостере, строительство которого было начато в 1337 г. Стены и окна этого придела разделены ажурной резьбой на панели, колонны поднимаются до основания сложного веерного свода. Это — главные черты интерьеров перпендикулярного периода, лучшие образцы которого представлены в капеллах Виндзорского замка, в Кембридже, Вестминстере. Но этот стиль был характерен и для приходских церквей того времени.

Капелла Кингз-Колледж. Кембридж

Величественные архитектурные памятники перпендикулярного стиля были построены враждующими ветвями династии во время войны Алой и Белой розы (1455-1485 гг.). Капелла Кингз-Колледж была закончена после окончания войны Тюдорами и украшена их геральдическими знаками в западной части здания, в то время, как для остальных частей характерна простота линий и отсутствие декора. Розы и решетки Тюдоров украшают стволы колонн, а королевский герб расположен под огромными окнами. Веерный свод — это тип свода, нервюры которого исходят из одного угла, имеют одинаковую кривизну и расходятся наподобие веера.

Для перпендикулярного стиля характерны простота плана и внимание к единству объема. Капелла Кингз-Колледж не имеет трансепта и боковых нефов

Соборы готического стиля

У собора происходят важнейшие события. Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Размеры пытались рассчитать так, чтобы в случае необходимости здание могло вместить все взрослое население города. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Известны случаи, когда сравнительно небольшие городки, которые уже имели соборы, которые по размерам вполне удовлетворяли реальные потребности населения, строили себе новые, значительно больше, для того, чтобы их больше уважали соседи. Но большой собор был большой роскошью не только потому, что на него уходило много материала и на его строительстве работало много людей, а еще и потому, что занимал много места.

Собор Парижской Богоматери. Западный фасад

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

  • травея – вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

  • четырех арок:

  • 4-х столбов;

  • остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

  • аркбутанов – арок, которые служат для опоры здания;

  • контрфорсов – устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

  • окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

Развитие готического стиля в XII-XIII веках

Соборы в период ранней готики были построены в Париже, Лионе и Шартре. Архитектурная композиция этих сооружений отличается совершенством, богатым, изысканным декором и особым ритмом.

ФОТО: upload.wikimedia.orgЧасовня Сент-Шапель была построена в 1243—1248 годах. Её главное отличие – многочисленные витражиФОТО: mytravelbook.orgВестминстерское аббатство – яркий представитель ранней готикиФОТО: img-fotki.yandex.ruСобор Святого Вита в Праге по сей день привлекает толпы туристов. Здесь приёмы готики были интерпретированы под местные особенности и традицииФОТО: по-европе.рфОкна собора Святого Вита украшены множеством тематических витражей с художественными элементамиФОТО: tripsaway.ruОдно из популярных мест на Кипре – собор Святого Николая

Франция: ранняя готика

Все важнейшие элементы готики: стрельчатые арки, нервюрные своды и аркбутаны — встречались уже в романских зданиях. Широкое использование всех этих элементов во Франции в XII в. привело к возникновению стиля, доминировавшего в европейской архитектуре в течение 350 лет. Для него характерны здания с подчеркнутыми вертикалями, облегченными стенами, хорошо освещенные через большие окна, застекленные дорогим цветным стеклом.

По мере эволюции стиля, эти черты также получали все большее и большее развитие. Скульптурные украшения ранней готики следовали поздним романским формам, но к XIII в. готический стиль полностью освободился от этого влияния как в формах, так в деталях украшений.

Нервюрный свод

В нервюрных сводах, таких как этот свод XIII в., дерево использовалось лишь для ребер, а сам свод был каменным, что ускоряло строительство.

Западный фасад. Собор в Шартре

На этом фасаде видны три портала, соответствовавшие нефам, круглое окно-роза и две башни. Такая композиция типична для готического портала.

Стрельчатые арки. Аббатство Понтиньи

В соборе аббатства преобладают стрельчатые арки. Их форма подчеркивает устремление ввысь готических соборов. Их можно было использовать как в квадратных, так и в прямоугольных пролетах, что существенно увеличивало возможности планировки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector