Варианты самодельных вездеходов на гусеничном ходу и шинах
Содержание:
- Шины низкого давления своими руками
- Как сделать вездеход на шинах низкого давления?
- Гусеницы для вездехода
- Цена в полной комплектации
- Виды вездеходов на шинах низкого давления с названиями, марками, техническими характеристиками
- Самый первый снегоуборщик топкинца был трехколесным.
- Технология изготовления
- Инструменты и материал
- Каракат переломка своими руками чертежи и схемы
- Конструкция и принцип работы
- Разновидности самодельных вездеходов
- Самый дешевый вездеход.
- Какими бывают самоделки
- Инструкция по сборке гусеничного вездехода
- Колеса
- Поломки и возможность ремонта
- Как сделать гусеничный вездеход своими руками
Шины низкого давления своими руками
Шины данного типа визуально напоминают огромные подушки, поддерживающие всю конструкцию. Степень сцепления в таких колесах позволяет делать транспортное средство проходимым по любому бездорожью. В зависимости от особенностей конструкции, такие шины делятся на следующие типы:
-
Арочные.
Отличаются повышенными размерами в сравнении со стандартным колесом по ширине в 5 раз, и имеют толщину до 700 мм. Давление в них как в обычном мяче – 0,05 Мпа. Устанавливаются исключительно на ведущий привод. -
Широкопрофильные.
Отличаются овальной конструкцией и давлением ниже стандартного до 2х раз. Чаще используются в грузоподъемном транспорте. -
Тороидные.
Изготавливаются в камерном и бескамерном варианте, отличаются высокой популярностью среди автолюбителей. -
Пневмокатковые
, имеющие грунтозацепы для улучшения характеристик проходимости, и ребра повышения жесткости, придающие всей конструкции устойчивость и прочность.
Стоимость шин низкого давления, изготовленных в заводских условиях, может оказаться многим автолюбителям не по карману. Но для собственного вездехода самостоятельно сделать такое колесо вполне возможно. Работы выполняются в следующем порядке:
1. Выбор исходного материала, к примеру, шины сельскохозяйственной или авиационной техники, а также других видов транспорта промышленного назначения.
2. Протектор очищают, моют и сушат, после чего прорисовывают нужные узоры, чтобы создать собственный рисунок, а также удалить лишнюю проволоку и резину.
3. Для удаления излишков проволоки, внутренняя часть колеса подрезается и производится удаление корда при помощи .
4. Лишнюю резину также удаляют лебедкой, сделав надрезы по окружности, и закрепив их клещами к тросу, аккуратно оттягивая и подрезая при помощи ножа.
5. После удаления слоя протектора, поверхность зачищают наждачной бумагой.
6. Сборка диска. Для этого используют стандартный, разрезанный напополам диск, или сваренный из пластин и труб, после чего тщательно отшлифованный, чтобы исключить повреждение камеры.
7. Шина натягивается на диск и закрепляется ремнями или пожарным шлангом, после чего накачивается. Колесо готово.
Какой выбрать тип протектора для вездехода?
Для подбора нужного вида протектора для вездехода с шинами низкого давления, нужно учитывать следующие факторы:
- Протектор должен обладать способностью самоочистки. Данное свойство особенно актуально для использования вездехода в суровых и заболоченных местах.
- При использовании вездехода на торфяниках, шины выбирают с невысоким и неглубоким рельефом, иначе при разрыве их верхнего слоя, сцепление окажется недостаточным для полноценного передвижения.
- При использовании в заснеженных районах и на песчаниках шины выбирают с редким рисунком.
Как сделать вездеход на шинах низкого давления?
Работа по изготовлению вездехода начинается с составления плана действий, полное выполнение которого означает достижение желаемого результата. Следующие советы помогут сэкономить время и денежные средства:
- Наличие свободного времени, позволяющего регулярно выполнять работы по сборке вездехода. При его отсутствии лучше вообще не начинать.
- Планирование бюджета. Самостоятельное создание вездехода позволяет сэкономить на покупке серийной модели, но, чтобы исключить лишние траты, необходимо произвести все расчеты и купить необходимые узлы и детали, а также оставить определенную сумму на непредвиденные расходы или возникновение поломок.
- Разработка плана. При наличии опыта разработок транспортных средств или задатков инженера-проектировщика возможно самостоятельное создание чертежа вездехода. При отсутствии такового пользуются чужим опытом и готовыми чертежами, которых в сети Интернет достаточное количество.
Гусеницы для вездехода
Как правило, гусеницы для самодельных вездеходов делают из высокопрочной транспортёрной ленты, которая хорошо поддаётся разного рода деформациям во время езды. Она не требует за собой особого ухода, все что вам нужно, это время от времени очищать её от грязи.
В ленте имеются профтрубы с характерным сечением, именно с их помощью вездеход может преодолевать расстояния в самую неблагоприятную погоду.
Итак, давайте теперь подробнее поговорим о создании гусениц. Для работы вам понадобятся следующие материалы:
- Болты и гайки различных форм и размеров.
- Профтруба с сечением.
- Массивная арматура.
- Транспортерная лента.
Также в вашем арсенале должны быть такие инструменты:
- Мощная дрель.
- Сварочный аппарат.
- Большой молоток.
- Универсальный набор гаечных ключей.
- Станок опрессовывающий траки.
Исходя из размеров гусеницы, нужно подготовить соответствующие болты и гайки. Далее возьмите арматуру и начните придавать ей округлую форму с помощью опрессовывающего станка. Затем сварочным аппаратом необходимо наваривать вверху арматуры букву V.
Для более детального понимания действий советуем посмотреть видео, как сделать гусеницы своими руками.
После проделанный работы у вас получится самодельный трак, который нужно прикрепить к другому траку и т. д. Результатом работы будет надёжная гусеница для вездехода.
Цена в полной комплектации
Любого потенциального покупателя интересует цена снегоболотохода «Охотец» в полной комплектации, которая, несколько разная.
ОХОТЕЦ 6х6 13 л.с. КРАСНЫЙ
Комплектация:
- Двигатель – Lifan.
- Без электростартера, генератора и АКБ, без расширенных гусениц.
- Сцепление – ременное.
Колесная формула — 6×6.
Цена – 220 тыс. руб.
ОХОТЕЦ 6х6 15 л.с. ГОЛУБОЙ
Комплектация:
- Двигатель – Lifan.
- Стартер.
- АКБ.
- Генератор.
- Габаритные фонари.
- Фары – обычные.
- Сцепление — центробежное автоматическое, сухое.
- Колесная формула — 6×6.
Цена – 280 тыс. руб.
ОХОТЕЦ 6х6 15 л.с. ЗЕЛЕНЫЙ
Комплектация:
- Двигатель – Lifan.
- Стартер.
- АКБ.
- Генератор.
- Фары – светодиодные
- Электрическая лебедка с тяговым усилием в 4000 lbs.
- Фаркоп.
- Сцепление — центробежное автоматическое, сухое.
- Расширители гусениц.
Колесная формула — 6×6.
Цена – 367 тыс. руб.
ОХОТЕЦ 8х8 15 л.с. КОРИЧНЕВЫЙ
Комплектация:
- Двигатель – Lifan.
- АКБ.
- Генератор.
- Электростартер.
- Фары – светодиодные.
- Габаритные фонари.
- Расширители гусениц.
- Силовые бамперы – задний и передний.
- Сцепление — центробежное автоматическое, сухое.
- Электрическая лебедка с тяговым усилием в 4000 lbs.
- Предусмотрена и сливная пробка
- Фаркоп.
Цена – 367 тыс. руб.
Снегоболотоход «Охотец» при вместимости четырех человек на суше допускает наличие дополнительного груза. Что касается загрузки на воде, то помимо двух человек можно перевозить еще и до ста килограммов груза. Таковы особенности гусеничных мини-вездеходов и амфибий от красноярского производителя.
Так что же выбрать
Как видно из всего сказанного выше, цена на «Охотец» существенно варьируется в зависимости от возможностей машины и ее комплектации.
Подкупает заманчивая стоимость первой модели (ОХОТЕЦ 6х6 13 л.с.), но учитывая ее «аскетичную» комплектацию, далеко не каждого потенциального покупателя устроит таковая. Что касается восьмиколесного «Охотца», то его преимущества перед самым дешевым вариантом вполне очевидны, как и достаточно большая разница в цене. Впрочем, не всякому нужна лебедка, усиленные бамперы и светодиодные фары – большинство может обойтись и без этого. Да и очень может быть, что подобные «навороты», равно как и уменьшенное давление на грунт вовсе и не нужны, учитывая особенности местности эксплуатации.
Производитель учел всякие варианты запросов потребителя, поэтому взвесив все за и против, свой правильный выбор осуществить довольно просто.
Виды вездеходов на шинах низкого давления с названиями, марками, техническими характеристиками
Вид / Производитель | Название (Бренд) / Марка |
Конструктивные характеристики вездехода — колесная формула, рама, кабина, подвеска, мосты, ступицы, диференциал, тормоза, раздатка |
Грузоподъ емность, кг | Масса сухая / полная, кг | Двигатель / мощность, кВт(л.с.) | Тип трансмиссии: КПП (число предач вперед/назад) | Габариты (длина / ширина / высота), мм | Скорость дорога / вода, км/ч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Амфибия | BME | |||||||
Вездеход | MAX (Макс) | |||||||
Арго | ||||||||
Аркуда | ||||||||
Атаман | ||||||||
Атлант | ||||||||
Барс | ||||||||
Бархан | ||||||||
Беркут | ||||||||
Бобик | ||||||||
Бонай | ||||||||
Вепрь | ||||||||
Викинг | ||||||||
Вымпел | ||||||||
Емеля | ||||||||
Кит | ||||||||
Куница | ||||||||
Производитель: Лесник ООО, Россия, Вологда |
Плавающий вездеход снегоболотоход | Описание: на шинах низкого давления 1280/1300/1350х530/600х700х533, конструкция корпуса-лодки каркасная из стальных труб обшитых листовым дюралюминием, кузов и полукабина с лобовым стеклом закрыты тентом. Двигатель и трансмиссия от VAZ-2108 или других моделей без раздатки размещены в межбазовом пространстве продольно (КПП доработано) в нише-колодце, мосты от УАЗ-469 с «родными» ступицами, задняя подвеска рессорная. Колесная формула 4х4. Рулевое управление с червячным редуктором УАЗ-31512, компоненты светотехники от автомобилей ВАЗ. Модификация «М» имеет дополнительно боковые стекла кабины и шумоизоляцию мотора. Исполнение «М Север» отличается полностью дюралевой кабиной с открывающимися окнами и дверями. Наибольший расход топлива до 7л/ч. | 500 | 1150/1650 1250/1750 1350/1850 | ВАЗ-21083 / (69) или ВАЗ-2111 / (76) или Kubota, дизельный / (33) | МКПП от ВАЗ-21083 (5/1) | 3700х2300х2600 | 50/2 |
Леший | ||||||||
Литвина | ||||||||
Лопасня | ||||||||
Макар | ||||||||
Мамонтенок | ||||||||
Мангуст | ||||||||
Монтеро (montero) | ||||||||
МУЛ (MYL) | ||||||||
Производитель: Липецкий завод малых коммунальных машин ООО. (ЛЗМКМ), Россия, Липецк |
Плавающий вездеход снегоболотоход МКМ-1905 |
Многоцелевая комбинированная машина (МКМ) предназначена под установку навесного оборудования: цистерна ГСМ, грузовая платформа, КМУ, самосвальный кузов, пожарная цистерна, разбрасыватель минеральных удобрений, опрыскиватель. Дополнительное оборудование по спецификации, включая КОМ на 35кВт для привода гидронасоса гидростанции — подключать гидроинструмент спасателей. Кабина УАЗ-3303 два места и кунг на 10 мест, исполнение «Север». Колесная формула 4х6; 6х6. Рулевое управление гидрообъемное для всех колес. Колесные редуктора гибридные портального типа с бортовыми редукторами от трактора Т40. Автоматическая подкачка колес до давления 7-8кПа. Клиренс 500мм. Колея 1900мм. Рама усилена УАЗ. Шины ТРЭКОЛ –1300х600-533. Давление на почву 10кПа. Цена шасси от 1,6млн.руб. | 2500 грунт 1400 на плаву |
2430 / — | Hyundai D4BF (83) дизель / ЗМЗ-409.10 (143) бензин | МКПП (4) / РК 2 ступени | 4460 х 2500 х 3700 (3100 с кунгом) | 80 / 6 |
Небояка | ||||||||
Пантера (Wild Panther) | ||||||||
Петрович | ||||||||
Полюс | ||||||||
Ратибор | ||||||||
Ромб | ||||||||
Роса | ||||||||
Русак | ||||||||
Самурай | ||||||||
Сергач | ||||||||
Сивер | ||||||||
СКБ | ||||||||
Скорпион | ||||||||
Сталкер | ||||||||
Стелс | ||||||||
Странник | ||||||||
Тарас | ||||||||
Тарусь | ||||||||
Тигр xbh | ||||||||
Тингер (tinger) | ||||||||
Топтыга | ||||||||
Тром | ||||||||
|
Колесный плавающий вездеход |
4х4 или 6х6, рамный на базе ГАЗели, включая двигатели ЗМЗ-405(406;514) с радиатором увеличенной теплоотдачей 30 процентов и КПП, раздатка от ГАЗ-3308 с возможностью подключения передка, подвеска пружинно-рычажная, доработанные мосты от МТЗ-82 с самоблокирующимся дифференциалом и вертикальными бортовыми коническими редукторами со ступичным узлом для крепления оригинальных дисков под шины низкого давления 1300х700. Клиренс 700мм. Мест от 3 до 13 человек. Кузов грузопассажирский или автобусного типа с измененным салоном. Марки 30071-30081 в зависимости от модификации. |
1000/ 2000 |
2500/3500; 2900/4900 |
ЗМЗ-405 / (140) | МКПП (5/1) |
6200х2830х3000 (2800) 6450х2830х3000 (2800) |
50/5 |
Вездеход снегоболотход амфибия | С шинами низкого давления на базе УАЗ «Буханка» (УАЗ-3151; 2206; 3741; 3909; 39094; 3303) с несущей рамой, доработанными кузовами и салонами, подвеска пружинно-рычажная зависимая, элементы трансмиссии (КПП, раздатка) от серийных автомобилей УАЗ, дифференциалы мостов с самоблоком, оригинальные цилиндрические бортовые редукторы увеличивающие крутящий момент и клиренс до 600мм. Грузопассажирские и автобусные варианты с числом сидячих мест от 2 до 11. Используются для перевозки грузов, вахтовых бригад, охотников по сильно пересеченной местности с преодолением заболоченных низин, водных преград, снежных заносов. Представлены марками 39101-39106 в зависимости от исполнения. *ТТХ для базы УАЗ-2206 (пассажирский). | 850* | *1520/2730 | ЗМЗ-409, бензин / 112 ЗМЗ-514, дизельный / (98) |
МКПП (4/1) | *4440х2550х2450 | 50/4-5 | |
Трэкол (Трекол) | ||||||||
Тундра | ||||||||
Унэкс | ||||||||
Харп | ||||||||
Хищник | ||||||||
Хрен (xpen) | ||||||||
Чукотка | ||||||||
Шаман | ||||||||
Шерп | ||||||||
Ямал |
Самый первый снегоуборщик топкинца был трехколесным.
В 2007 году в журнале «Моделист-конструктор» Иван Сардаев даже опубликовал статью о трех своих моделях, а спустя еще два года — об охранной системе. Ее он придумал и смонтировал в своем доме, при необходимости она передает ему сигнал на мобильный телефон.Несколько ковшовых снегоуборщиков, пара шнекороторных машин и пара снегоходов на пневматике — вот неполный список передвижной техники, которую собрал Иван Васильевич до 2013 года. И все это в свободное от работы время — несмотря на возраст, он по-прежнему чинит людям телевизоры. А четыре года назад сын подарил ему компьютер, и когда пенсионер освоил интернет — появились и новые идеи. Одной из последних и стала мысль сделать своими руками вездеход на гусеничном ходе.
Технология изготовления
Легкие гусеничные вездеходы своими руками изготавливаются по определенной технологии. Их создание начинается со строительства кузова, который должен иметь высокую прочность и полную водонепроницаемость. Основа самодельного транспорта должна быть жесткой, поэтому берутся стальные трубы, способные противостоять любым физическим нагрузкам, возникающим из-за движения. Затем начинают изготавливать гусеницы. Для этого берут обыкновенную листовую резину и создают кольцевую резину. На ее внешнюю сторону при помощи заклепок ставят небольшие алюминиевые лопатки, а с внутренней стороны устанавливают необходимые ограничители, ширина шага которых равняется ширине резины колес.
Следующий этап заключается в том, что выполняется выведение мостов от автомобиля через отверстия, которые специально для этого были сделаны в кузове. В качестве защиты используются резиновые муфты. Крепится резиновая лента таким образом, чтобы колеса располагались прямо по центру ограничителей. Кроме того, закрепляют также и дополнительные колеса. Они необходимы для поддержания гусеничной ленты в натянутом состоянии. В завершение работ в кабине вездехода, своими руками изготовленного, вставляют сверхпрочные стекла.
Инструменты и материал
Для изготовления разных видов самодельных гусениц применяется одинаковый инструмент и материал. Такого добра предостаточно в каждом хозяйском дворе. А если чего-то не хватает, то можно купить в магазине. Перечень необходимых материалов и инструментов:
- большой нож с прочным наточенным лезвием, желательно работать с охотничьим видом;
- для упрощенной работы применяется электрический лобзик, но зубья на лезвии должны быть мелкими;
- гаечные ключи, болты и гайки — это необходимо для оснащения гусеницы сцеплением. Рекомендуется подбирать длинные болты. Гайка закручивается с внешней стороны изделия (болт пропускается с внутренней стороны на внешнюю сторону);
- леска для упрочнения краев;
- трос или подобный материал для связывания отдельных частей будущей гусеницы на снегоход;
- молоток и острый штырь для проделывания отверстий в изделии.
Каракат переломка своими руками чертежи и схемы
Вездеход «Бобик» сделан по конструкции «переломка» то-есть состоит из двух независимых полурам, которые могут независимо поворачиваться как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Такая конструкция практически исключает вывешивание колес на неровной поверхности и почти всегда все четыре колеса имеют контакт с грунтом. Это повышает проходимость вездехода, поворот осуществляется за счет поворота полурам, то-есть сами колеса не поворачиваются, поворачивает за счет перекоса полурам. Грузоподъёмность на суше около 300кг, на воде 200 кг. Снаряжённая масса вездехода — 780 кг, максимальная скорость — 25 км/ч.
Рама изготовлена из профильной трубы, размер передней полурамы длина 165см, ширина 80см, высота 26см. Спереди расположен мотор, который занимает 75см. Для рамы использовались профили размерами 40*40*2мм 40*20*1,5мм 40*25*2мм. Задняя полурама трапециевидной формы. Высота 20см, ширина основания 81см, боковые грани длиной по 90см, высота полурамы 26см.
Внешняя обшивка из крашеного гладкого листа, который крепится к раме на алюминиевых заклепках. По размерам и вместимости вездеход небольшой, конструкция рассчитывалась на минимально комфортные размеры, и под экономичный двигатель небольшой мощности, поэтому вес снижался на сколько это возможно без ущерба надежности и прочности рамы и трансмиссии.
База вездехода 183см, для крепления полурам к их торцам приварены усиленные пластины толщиной 10мм, через которые крепится узел перелома поворота. В основе узла перелома лежит поворотный кулак переднего моста УАЗ. Водительское сиденье (от пассажирской Газели) расположено на заднем краю передней полурамы, можно сказать что почти в центре тяжести вездехода. Под сиденьем установлен полноценный автомобильный аккумулятор, посадка водителя высокая, распологающая к преодолению бездорожья и неровностей рельефа.
Трансмиссия выглядит так: С двигателя крутящий момент передается четырьмя ремнями на коробку передач. Шкив на двигателе диаметром 9,5см, шкив на коробке 26см, установлен он на опорном валу чтобы разгрузить вал коробки, вращается в двухрядном подшипнике от переднего колеса ВАЗ-2108. К концу опорного вала ведомого шкива приварена шлицевая втулка от диска сцепления ВАЗ, в эту втулку входит первичный вал КПП ВАЗ-2106. Натяжение ремней осуществляется роликом на двух пружинах, так-же этот ролик выполняет роль сцепления, длина ремней 125см. Привод генератора берется с ведущего шкива на двигателе пятым ремнем, ремень генераторный от дизеля Д-240 и почти всех его модификаций.
Конструкция и принцип работы
Внутри стального корпуса установлены усилители, на которых крепятся агрегаты трансмиссии и двигатель. Крутящий момент передается с помощью ременного сцепления на ведомую звездочку, связанную роликовой цепью с механической коробкой передач от автомобилей ВАЗ. Трансмиссия соединена с ведущим мостом карданной передачей, на ведущих колесах есть выступы, входящие в зацепление с соответствующими выемками в гусенице. Резиновая лента имеет металлические усилители, продлевающие срок эксплуатации узла.
Передаточные числа трансмиссии позволяют начать движение на 4-й скорости без риска остановки мотора. Натяжение гусеницы регулируется давлением в пневматических шинах опорных катков, покрышки одновременно снижают уровень вибраций при движении по пересеченной местности. Вездеход является плавающим (при условии герметичной сварки), ход на воде обеспечивается вращением гусеничных лент.
Машина оборудована гидравлическими тормозными механизмами дискового типа, позаимствованными от автомобиля ВАЗ-2108. Остановка осуществляется нажатием на педаль, жидкость подается к суппортам по гибким магистралям. В конструкции заднего моста используется стандартный дифференциал, по заказу устанавливается механизм принудительной блокировки, улучшающий проходимость на слабом грунте.
Отдельно о поворотном механизме
Вездеход Охотец поворачивает за счет использования в конструкции трансмиссии дифференциала, который тормозится 2 рычагами, установленными возле места водителя.
При полном торможении гусеницы на одном борту мотовездеход разворачивается на месте.
Плюсы двигателя Lifan
Основные преимущества силового агрегата:
- 4-тактная система газораспределения предусматривает заправку бака чистым бензином;
- для охлаждения цилиндра применяется вентилятор, направляющий поток воздуха на ребра;
- электронный блок зажигания упрощает процедуру запуска;
- электрический стартер продублирован ручным приводом;
- для снижения усилия при прокрутке коленчатого вала установлен кран декомпрессора;
- сниженный вес и габариты;
- высокая мощность и способность работать на бензине с октановым числом от 92 единиц.
Разновидности самодельных вездеходов
В зависимости от типа конструкции и ходовой части, различаются следующие виды самодельных вездеходов:
-
Лодочные болотоходы.
Имеют простую конструкцию и относительно дешевы в изготовлении. Оснащены подвесным мотором и позволяют передвигаться по мелким водоемам. -
Гусеничный болотоход
позволяет ездить по заросшим водоемам, но достаточно сложен и дорог в изготовлении, так как требует прикрепления особого вида гусениц. -
Вездеход на шинах низкого давления
– наиболее простой и перспективный вид болотохода, эксплуатационные качества которого зависят от конструкции и надежности шин.
Некоторые самоделки в последствии становятся серийными моделями. Так произошло с , о котором теперь известно во всем мире.
Самый дешевый вездеход.
Недавно я приводил описание вездехода трицикла «Бархан», и думал, что его цена в 250 тысяч рублей это минимум для вездеходной техники. Но оказалось, что есть вездеходы значительно дешевле! Вот он вологодский снегоболотоход-амфибия под названием ЗИС-5
Конечно, завод имени Сталина никакого отношения к этому вездеходу не имеет. Просто его создатели исходили из того, что он такой же неприхотливый как и легендарный трехтонник времен Великой Отечественной Войны.
А стоимость вездехода, на начало 2021 года составила всего 130тыс. рублей.
Как же удалось достичь такой минимальной цены для четырехколесного вездехода, со всеми ведущими мостами? Давайте разберем его «по косточкам » и всё станет ясно.
Конструкция представляет из себя классическую «переломку», как их еще называют «каракат».
Рама сварная, из квадратного профиля, состоит из двух частей, которые между собой связаны шарнирным механизмом сделанным из УАЗовского поворотного кулака.
Двигатель, уже проверенный временем, простой и понятный, одноцилиндровый Lifan190FD мощностью в 15 л.с. с электростартером и катушкой освещения.
В минимальной комплектации вездехода двигатель заводится вручную, но можно установить АКБ и пользоваться электростартером.
Колеса — классические «ободрыши». Делаются из вышедшей из эксплуатации резины от тяжелой техники. Вес шины получается около 20 кг (от первоначальных 80) Эксплуатируются вместе с камерой.
Колесные диски собственного изготовления. Внутри диска есть специальный уголок, предотвращающий «проворачивание» шины на диске.
Коробка перемены передач взята от классических моделей ВАЗ
Привод от мотора на КПП осуществляется ременной передачей.
Вместо обычного сцепления применена схема ослабляющая натяжение приводного ремня.
При помощи цепной передачи (от мотоцикла ИЖ) крутящий момент передается на ведущие мосты. Цепь очень быстро растягивается, поэтому крепление КПП сделано таким образом, чтобы коробку можно было двигать, и тем самым натягивать цепь.
Мосты от классических моделей ВАЗ
Тормоза гидравлические, но только на передние колеса. Рулевое управление реализовано при помощи рулевой рейки от ВАЗ-2108
За счет объема колес вездеход может плавать.
Задняя часть вездехода представляет собой весьма внушительных размеров кузов. В нём, при желании, могут разместиться 4 человека или какой-то груз. Грузоподъемность ЗИС-5 заявлена в 500 кг.
А теперь самое интересное — как же удалось сделать вездеход таким дешевым? Все из-за того, что большинство запчастей используются уже по второму разу (б/у-шные). Колеса, мосты, КПП, рулевое управление, карданные валы все это восстановленное, практически взятое из металлолома.
Но при всём при этом, производитель дает на свой вездеход гарантию в один год
Немаловажным в ценообразовании явилось и то, что производство удалось поставить на поток: в месяц получается производить (и продавать) до 200 таких «везделазов».
Технические характеристики вездехода ЗИС-5
:Двигатель Lifan190FDКПП 4-х ступенчатая от а/м ВАЗМосты от а/м ВАЗГабариты: длина 3200 мм, ширина 1870 мм, высота 1450 ммКлиренс 450 ммКолея 1650 ммМасса 470 кгГрузоподъемность (включая водителя) 500 кг Макс. допустимаяскорость не более 25 км/ч Макс. скорость по воде 5 км/ч
Судя по объемам продаж, спрос на такую продукцию есть. Оно и понятно: для того чтобы съездить из деревни за грибами, за ягодами или на охоту/рыбалку его вполне достаточно, а денег на покупку вездеходов за огромные миллионы у населения попросту нет.
Более полный обзор вездехода ЗИС-5 есть на УАЗбуке
Какими бывают самоделки
На стадии подготовки следует решить, будет ли техника эксплуатироваться на дорогах общего пользования.
Транспортное средство должно соответствовать действующим нормам безопасности, что подтверждается результатами сертификационных испытаний.
Самособранные вездеходы для передвижения по бездорожью можно зарегистрировать в Гостехнадзоре по следующей схеме:
- разрабатывают технические условия;
- собирают документы, подтверждающие права на силовой агрегат и другие функциональные узлы;
- проходят процедуру сертификации в специализированном предприятии.
Собранные документы передают для оформления паспорта самоходного транспортного средства. Отсутствие регистрации наказывается штрафом — от 1500 до 2000 руб. для физлиц.
Если не учитывать официальных требований нормативов безопасности, изготовитель самоделки вправе применять любые конструкторские решения:
- установить 10 колес или выбрать классическую формулу 4х4;
- вместо механической КПП — поставить комфортный автомат.
Высокой проходимостью отличаются вездеходы, оснащенные шнекороторными движителями.
Однако на практике чаще всего применяют 2 схемы внедорожников:
- на гусеницах;
- на пневматиках — шинах с пониженным давлением.
Для удешевления проекта и простоты обслуживания самоделку оснащают механической коробкой переключения передач, простыми приборами контроля. При создании чертежей рекомендуется объективно оценивать собственные знания и навыки, чтобы исключить ошибки вместе с чрезмерными затруднениями в процессе сборки.
На гусеничном ходу
Транспортные средства этой категории отличаются:
- хорошей проходимостью;
- ограниченными скоростными характеристиками;
- увеличенным потреблением топлива;
- сложностью изготовления.
Гусеницы подходят для оснащения тяжелого вездехода с большой грузоподъемностью.
На шинах низкого давления
Типичный колесный снегоболотоход — легкая конструкция, которую несложно собрать самому при наличии слесарных навыков. Для основы конструкции можно взять раму и двигатель дорожного мотоцикла. Штатную вилку удлиняют. При отсутствии кабины и других сложных дополнений постройка подобного транспортного средства будет выполнена за несколько месяцев при минимальных затратах.
Инструкция по сборке гусеничного вездехода
Производители кит-комплектов и отдельные мастера предлагают подробное описание сборки вездеходов на гусеничном ходу. Это один из самых сложных вариантов для самостоятельного изготовления.
Для работы понадобятся следующие детали:
- Кузов. Его вырезают из металла по нужным параметрам или берут за основу вазовский.
- Листы металла.
- Двигатель, коробка передач, мосты, руль, рычаги и другие узлы ходовой части.
- Тормозные колодки или дисковые системы.
- Сиденья для салона, сделанные своими руками, или взятые от других автомобилей.
- Колеса и ступицы.
- Траки, клыки для гусениц, транспортерная лента.
- Уголок.
- Профилированная труба и др.
Последовательность работ следующая:
- Собирают ведущий мост, размещая редуктор и планетарный механизм.
- Устанавливают двигатель на раму.
- Соединяют мотор с ведущими колесами установкой трансмиссионной передачи.
- Надевают на механизмы корпус вездехода.
- Собирают гусеницу из траков и клыков на основе транспортерной ленты.
Снегоболотоход
Эти вездеходы с герметичным корпусом способны плавать, передвигаться по болоту, снегу, пересеченной местности. Они бывают на колесном, гусеничном и комплексном колесо-гусеничном ходу. Для колес используют шины низкого давления.
Нефтяники, газовики, МЧС передвигаются на вездеходах заводской сборки. Охотники и рыбаки покупают готовые кит-комплекты, строят по предложенным другими изобретателями чертежам или придумывают сами конструкции амфибий и собирают самодельные агрегаты. В работе используют автомобильные комплектующие, двигатель Лифан.
Легкий и проходимый вариант
Для похода на рыбалку или за грибами нужен маленький, недорогой, но проходимый вездеход. Для этого в конструкции облегчают заднюю ось, используют укороченную базу. На основе мотоблока строят мотовездеход.
Большей мощностью обладают самодельные снегоболотоходы с автомобильным китайским или вазовским двигателем, с коробкой передач и другими узлами трансмиссии, изготовленными на предприятиях отечественного автопрома.
Основные критерии, по которым выбирают мини-вездеход:
- Проходимость.
- Мощность.
- Плавучесть.
- Грузоподъемность.
- Нагрузка на почву.
Колеса
Для начала, следует определить размеры покрышек. Многие берут шины от ЗИЛ-131 или от Оки, у которых снимается верх проволочного корда. Один из винтов перекусывается через прорезанное окошко, проволока убирается по всему периметру. Затем боковина от корда до протектора прорезается на расстоянии около 8 см. Клык подрывают и ножом подрезают края.
Производится это по часовой стрелке, после чего формируется уже протектор. На камере помещается рисунок, чаще всего выбирается елочка, но можно и отойти от этого правила. Рисунок нарезается ножом, угол составляет трапецию.
После чего потребуется усидчивость, т. к. процесс обдирки достаточно долгий. Спешить не стоит, чтобы не загубить весь труд, сделав работу непригодной для использования.
На торфяниках не стоит выбирать чересчур глубокий рельеф, во избежание прорыва поверхностности и потери сцепления. Редкий рисунок подбирается для передвижения по песку и снегу. Диски же, как правило, стандартные. Но многие предпочитают закрепить дополнительные «тазики» на ремни или транспортную ленту.
Поломки и возможность ремонта
К основным поломкам гусеничных лент, сделанных самостоятельно или в кустарных условиях, относят обрыв эластичного основания или изгиб металлических накладок. Для восстановления работоспособности конструкции требуется разобрать болтовые соединения и произвести замену вышедших из строя деталей. Рекомендуется производить профилактический осмотр движителя после каждой поездки, не допускается хранение вездехода с загрязненной ходовой частью.
При нарушении соосности катков возрастает нагрузка на ходовую часть и ленту. Причиной дефекта является разрушение подшипников или слабая затяжка болтов, удерживающих мосты на раме вездехода. Регулярный профилактический осмотр ходовой части самодельного снегоболотохода позволяет обнаружить и устранить неисправности до момента повреждения гусеничной ленты.
Как сделать гусеничный вездеход своими руками
Подобный гусеничный минивездеход является одноместным транспортом, чья грузоподъемность составляет порядка 200 кг. Параметры ширины будущей техники рассчитываются в зависимости от необходимых параметров устойчивости во время движения. Силовая установка применяется от старых отечественных автомобилей и должна выдавать 50 и большее л. с. Подобных параметров хватает для движения со скоростью 20-30 км/ч. А вот по бездорожью, когда происходит движение по болотистой местности, средняя скорость составляет 10-15 км/ч.
Вездеход обладает прекрасной проходимостью по заболоченной местности
Необходимые запчасти и материалы для изготовления машины
Обычно вездеходы самоделки на гусеницах состоят из элементов, которые можно купить либо самостоятельно сделать. Так, когда агрегат создается из мотоблока, то в его конструкцию включены следующие элементы:
- Рама в виде основного силового элемента, к которому крепятся все узлы.
- Задний мост, предназначенный для монтажа задних колес.
- Гусеничная лента, а также натяжитель гусеницы.
- Система управления.
- Топливный бак.
- Кресло водителя, которое рекомендуется защитить от возможного попадания на него грязи в процессе движения.
- Осветительная система, позволяющая безопасно двигаться даже ночью.
Рекомендации специалистов по сборке агрегата
Рекомендуется оборудовать подобный транспорт понижающим редуктором, а также принудительной системой охлаждения силовой установки. Одного воздушного потока в процессе движения на небольших скоростях не хватит, чтобы поддерживать должный тепловой режим. Рама устанавливается между передним и задним мостом, применяя в качестве основы трубы, имеющие квадратное сечение.
Обязательно почитайте: Вездеход на шинах низкого давления своими руками
Это позволит придать конструкции жесткость. При этом стыковку элементов рамы рекомендуется делать жесткой, чтобы получился однообъемный самодельный гусеничный вездеход.
Один из наиболее ответственных моментов – это создание эскиза будущего агрегата. На подобных чертежах требуется максимально точно четко указать местонахождение всех механизмов и узлов. Выбор деталей (самодельные либо заводские) определяется в зависимости от их работоспособности и нагрузки, которой они будут подвергаться. В качестве силовой установки применяется установка, снятая со старого автомобиля (зачастую отечественного). Если агрегат делается небольших размеров, то хватит мощности двигателя мотоцикла.
Чертеж вездехода
Что касается ходовой части, то она имеет вид резиновых гусениц, специальной системы натяжения, подвески и вилок. С целью создания самих гусениц зачастую применяют старые автомобильные покрышки. В качестве основания для ходовой применяется металлический каркас. А вот для создания системы управления требуется использовать уже готовые элементы, позаимствованные с автомобилей либо мотоциклов. Самодельные болотоходы оборудуются системой питания, где весь запас топлива хранится в специальном баке. Зачастую это бензин либо дизель, крайне редко применяются газовые силовые установки.
Процесс создания самодельных вездеходов, имеющих гусеничную конструкцию ходовой, начинается с монтажа кузова. Этот элемент должен быть высокопрочным и водонепроницаемым. Основа создается жесткая, для чего используются стальные трубы, которые в состоянии выдержать нагрузки в несколько раз превышающие те, что возникают в процессе движения. После этого проводится установка самих гусениц. С этой целью используют обычную листовую резину, из которой создают кольцевую резину. Дальше к ней с внешней стороны крепят специальные алюминиевые лопатки. С обратной стороны монтируются ограничители, имеющие ширину шага не больше, чем ширина колес.
После этого проводится выведение мостов за счет специальных отверстий в кузове. Для защиты стоит применять резиновые муфты. Сама лента крепится так, чтобы ведущие передние и задние колеса находились между ограничителями. Дальше устанавливаются и закрепляются еще и дополнительные колеса между основными. Они необходимы для поддержания ленты.
По мере того, как будут создаваться отдельные элементы, а также части конструкции, их рекомендуется проверять на прочность и работоспособность. Рекомендуется обеспечить как минимум 5-и кратный уровень запаса прочности, чтобы повысить надежность будущего агрегата. Как только завершатся стендовые испытания, можно начинать тестирование вездехода в полевых условиях. Это позволит оценить поведение транспорта.
Обязательно почитайте: Снегоболотоход Метелица на гусеничной платформе