Работаем с эпоксидкой

Правильное пользование эпоксидкой

Поскольку смола находится в работоспособном состоянии недолго, то прежде чем развести эпоксидную смолу с отвердителем, следует подготовить поверхность, с которой надо будет работать. Сначала ее очищают от пыли, грязи, всего ненужного. При необходимости поверхность шлифуется, освобождается от образовавшихся пылевидных частиц мягкой ветошью. Перед тем, как разбавить эпоксидную смолу, рабочую поверхность необходимо обезжирить. Чаще всего для этой цели используют уайт-спирит.

Готовить эпоксидный состав несложно, но следует соблюдать аккуратность и порядок выполнения работ. Если речь идет о небольшой порции, то надо отмерить нужное количество компонентов. Смолу немного подогреть (лучше на водяной бане), это поможет снизить вязкость материала. Затем, постоянно помешивая, тоненькой струйкой вливать отвердитель. Растворить эпоксидную смолу можно аминовым или ангидридовым отвердителем. Приготовленный продукт «живет» совсем мало, от 0,5 до 1 часа, поэтому наносить смесь на подготовленную поверхность надо сразу.

Когда готовится большой объем эпоксидной пасты, то сначала смолу соединяют с пластифицирующими добавками. Далее:

  • Смесь нагревают на медленном огне, перемешивая строительным миксером или дрелью с миксерной насадкой. Количество пластификатора обычно составляет 5-10% от массы эпоксидки.
  • Если нужно подкрасить эпоксидную смолу, то добавляются пигменты. Однако надо помнить , что придание цветового оттенка лишит состав, в некоторой степени, прозрачности.
  • Перед добавлением отвердителя, смесь необходимо охладить до 30°C. Процесс происходит при постоянном перемешивании. Состав должен получиться однородным. Для этого отвердитель следует добавлять очень медленно и не допустить передозировки. Иначе может произойти закипание смолы и она станет матово-белой. Пользоваться эпоксидной смолой надо сразу после приготовления.

Эпоксидную пасту на обрабатываемую поверхность наносят слоями, но каждый последующий слой следует наносить, не дожидаясь полного высыхания предыдущего.  Подобным образом можно работать с эпоксидной смолой и стеклотканью. Это сочетание обычно применяют для изготовления моделей, ремонта отдельных деталей автомобиля. Например, кузовных частей, бензобака.

Образец очищают и обезжиривают. Затем на нее накладывают кусочек стеклоткани, пропитывают эпоксидкой. И так укладывают три слоя. Затем делается суточная выдержка, столько сохнет эпоксидка. Далее можно наращивать еще слои, до достижения нужной толщины. После полного высыхания заготовку освобождают от исходной детали. Если надо соединить два элемента между собой, то рабочие плоскости зачищают наждачной бумагой смазывают эпоксидной смолой и плотно прижимают друг к другу.

Полы

Наливные полы привлекают внимание своей неотразимой красотой. Тривиальное описание работ создает иллюзию относительно их сложности

Читателю рассказывается о том, что смола распределяется ровным тонким слоем, а результат будет отличным в любом случае. Мы не стараемся в этом разубедить, просто редко в каких источниках упоминаются абсолютно все нюансы этого сложного процесса.

  • Расход смолы даже не идет в сравнение тем, который характерен для столешниц, тоже самое можно сказать о расходе материала для декора.
  • Малейшее отклонение от технологии приведет к появлению различных дефектов. Примерами могут служить отслоения или участки жидкой смолы. Учитывая масштабы работ, для исправления дефектов потребуются существенные затраты времени и средств.
  • Чтобы нанести слой смолы, требуется сноровка. Всем когда-то приходится начинать. Довольно часто первый опыт оказывается вполне удачным. Но без сноровки на заливку слоя будет потрачено больше времени.
  • Достаточно широкий перечень инструментов осложняет подготовительный процесс. Большинство из них вряд ли встречается в домашнем арсенале, поэтому придется потратиться на покупку.
  • В смоле при отверждении образуются пузырьки воздуха. Есть способы, сводящие их количество к минимуму. Но при образовании пузырьков придется предпринимать меры. При заливке компаунда для украшений или столешниц пользуются монтажным феном, прогревая участки смолы. Залитый пол в процессе отверждения не дает возможности подойти к зоне, где появились пузырьки.
  • Пол должен быть не только красивым, но и надежным. К подготовительным работам относится обустройство ровной горизонтальной поверхности. Любые уклоны приведут к повышенному расходу материала, а также испортят трехмерную картину при ее наличии.

Напыление ровинга

Процесс отличается технологичностью и без специнструмента не может быть осуществлен. Суть метода заключается в том, что стеклянная нить (ровинг) измельчается, смешивается со смолой и наносится на поверхность. Пистолет-измельчитель готовит состав и под давлением подает его в виде мелкодисперсного вещества. Но после нанесения требуется укатка валиком, которая обеспечивает удаление пузырьков воздуха.

Простота технологии видна лишь теоретически. Только «на бумаге» суть метода разместился в паре строк. На самом деле, способ не стал массовым, причем дело не в наличии специального инструмента. Причина кроется в чрезмерно большом расходе эпоксидной смолы. Само же изделие становится массивным, а при отсутствии переплетения волокон показатель прочности слоя оставляет желать лучшего.

Чем отличаются смола и клей

Между эпоксидной смолой и эпоксидным клеем существуют важные различия, из-за которых клей не допустим для применения в наших целях, а именно:• для застывания клея нужно некоторое время, которое может отличаться в разных случаях, тогда как застывание смолы можно ускорить;• смола остается прозрачной, в отличие от клея, который весьма быстро приобретает желтый цвет;• эпоксидный клей отличается меньшей эластичностью и меньшим временем застывания; смола же является более податливой и подходящей для аккуратной работы;• клей предназначен исключительно для соединения различных деталей, из смолы же изготовляют бусины и другие формы с определенной формой;• изменяя при смешивании пропорцию смолы и отвердителя, мы можем получить необходимый по своей консистенции для наших нужд материал; клей являет собой готовую смесь.

Плюсы и минусы используемого материала

Выбирая расходный материал для занятий творчеством, следует помнить и о выгодных преимуществах, так и о минусах подобной основы. К достоинствам эпоксидной смолы следует отнести:

  1. Сразу после заливка густой массы в форму и после застывания материал не подвергается усадке или деформации. Связана подобная особенность с отсутствием испарения влаги.
  2. При соблюдении техники приготовления рабочего раствора и методики заливки будущая поделка будет иметь ровную гладкую поверхность.
  3. Благодаря особой консистенции эпоксидная смола способна проникать во все щели, выемки, что позволяет выполнить в домашних условия, например, красивую столешницу.
  4. Все изделия, изготовленные с помощью смолы, обладают абсолютной прочностью. Такие поверхности весьма устойчивы к действию механических нагрузок, высоких и низких температур, влаги, моющих и абразивных составов.
  5. Под слоем эпоксидной смолы никогда не образуются грибковые колонии или участки плесени. Полимеры, входящие в состав смолы, препятствуют образованию и развитию болезнетворных микроорганизмов.
  6. Смола отлично комбинируется с различными пигментными красителями, что позволяет создавать предметы интерьера и декора с совершенно неповторимым дизайном. Кроме того, получившиеся краски не выгорают под влиянием прямых солнечных лучей.
  7. Для изготовления небольшого предмета необходимо подготовить совсем немного смолы, что положительно сказывается на финансах мастера.
  8. Используя собственные умения и сноровку, можно сделать легкие поделки из эпоксидной смолы, например, украшения для заколки, личного брелока или красивое панно с композицией для прикроватного столика. Лишь после многих тренировок можно приступать к более значительным проектам.

Недостатков у подобного материала гораздо меньше:

  • Непосредственно перед использованием мастеру необходимо с детальной точностью соблюсти соотношение смолы и отвердителя. Как правило, подробные указания имеются в прилагаемой инструкции.
  • Особые требования в процессе самостоятельной работы предъявляются к помещению мастерской, в которой должна быть оборудована качественная вентиляция и достаточное отопление.
  • При работе над созданием поделок следует обязательно использовать маску или респиратор, перчатки и очки, поскольку эпоксидная смола обладает токсичным воздействием на организм.
  • Все заливки в формы следует производить, пока рабочая масса достаточно горячая, так как остывшая смола в дальнейшем покрывается трещинами. Кроме того, неправильное размешивание массы в совокупности с охлаждением приводит к образованию пузырей воздуха в готовой поделке.

В помещении мастерской должна поддерживаться чистота, поскольку оседание частиц пыли испортит внешний вид изделия. Застывшая эпоксидная смола теряет свою прозрачность, становится мутной, исчезает глянцевый блеск.

Перед началом творческой работы мастеру лучше заранее попрактиковаться на небольших проектах.

Преимущества эпоксидных смол

Эпоксид используется очень эффективно в качестве адгезива, в качестве ламинирующей смолы для смачивания структурных тканей и в качестве покрытия. Он обладает отличными характеристиками тонкой пленки и устойчив к микротрещинкам. Удлинение при растяжении 3,5 до 4,5% прежде чем наступит разрушение слоя.

Имеет превосходные характеристики влажного барьера – водостойкости. Прилипает к множеству различных субстратов, включая древесину, металлы, вулканизированные полиэфирные ламинаты, ламинаты винилэфиров и эпоксидные слоистые материалы.

Очень хорошо связывается с графитовыми волокнами, поэтому часто используется для изготовления высокопрочных графитовых волоконных композитов. Эпоксидная смола более универсальна.

В США и Европе растет спрос из-за водных композиционных приложений в аэрокосмических, морских покрытиях и ветряных мельницах. Азия составляет почти 65% мирового потребления эпоксидной смолы, а Китай является основным потребителем.

Увеличение спроса на клей, краски и покрытия в развивающихся регионах, таких как Индия (и не только), из-за роста строительной отрасли и увеличения продаж автомобилей, ведет к росту спроса на эпоксидные смолы. Прогноз до 2021 года будет только увеличиваться, а дальше, как минимум, не будет снижаться.

Нестандартные вещества

В первую очередь это некоторые виды растительных масел, только не в виде «о’натюрель» – готовые к употреблению в пищу, а после придания им дополнительных свойств.

Льняное масло. Добавляется в компаунды перед введением в них отвердителя. В процентном соотношении с основным веществом это будет 1 к 100, где 1 – это масло. Для использования льняного масла в качестве пластификатора его сначала кипятят, а затем выставляют в открытой посуде (стеклянная баночка, прикрытая слоем марли, схваченной на горловине резинкой для того, чтобы в масло не попала пыль) на солнце. Под влиянием кислорода воздуха, да еще на солнце, масло быстро окисляется, у него появляется характерный горьковатый запах. Обычно это происходит на 6-8 день после того, как состав выставили на солнце и под воздействие кислорода воздуха.

После добавления окисленное масло тщательно перемешивают, пока с эпоксидной основой не образуется однородная масса. Потом в нее вводится отвердитель. Скорость схватывания такой смолы несколько ниже, особенно, если в качестве отвердителя используют ПЭПА. На выходе получается гибкая пластина, если отливали тонкий слой до 3-5 мм, или упругое, с затягиванием ямки  или вмятины после воздействия, объемное изделие.

Касторовое масло. Да-да, то самое, которое с незапамятных времен использовали в качестве слабительного. Его добавление в компаунды также практикуется в соотношении 1 к 100. Окислять под солнцем и с помощью воздействия кислорода воздуха, как льняное масло, не нужно, в этом смысле использовать касторовое масло, как пластификатор, проще, чем льняное. Только вот приобрести его сложнее, разве что в аптеках с большим выбором традиционных средств.

Подобные растительные масла используют как пластификаторы для создания клеев с заданным свойствами. В основном с такими, как гибкость и износоустойчивость.

Льняным и похожим на него растительными маслами разбавляется пигмент в тюбиках с масляными художественным красками. Поэтому, если нудно получить цветной клеящий или декоративный состав, то в качестве пластификатора можно использовать и такую масляную художественную краску.

Подбирать ее соотношение с эпоксидкой придется опытным путем для каждого цвета, из-за того, что художественные краски представляют собой окислы всевозможных металлов: кобальта, кадмия, цинка, свинца и т. д.  Реагировать они с эпоксидными компаундами с отвердителями тоже будут по-разному. Кроме того, потом дополнительно нужно будет покрыть отлитые изделия или плоские заливки дополнительным тонким слоем чистой эпоксидной смолы с отвердителем и бесцветным пластификатором, потому что и после полного застывания отливки или заливки с художественной краской будут очень долго мазаться пигментами, не вступившими в реакцию полимеризации.

Как правильно выбирать эпоксидную смолу для заливки столешницы

Первое, что необходимо сделать — рассчитать количество эпоксидки для заливки столешницы. Для этого умножаем длину и ширину стола на толщину заливки, а после — на коэффициент плотности смолы, К=1,1.

Например: ширина стола — 45 см, длина — 80 см, толщина заливки — 2 см. Стало быть, формула расчета будет такая: (45×80×2)×1,1=7,92 кг смолы.

Смола для столешницы должна сохранять прозрачность и плотность долгое время. Базовые смолы не подходят для такой операции, они очень густые — пузырьки воздуха не успевают выйти до полного застывания. К тому же эти разновидности более хрупкие. Основные требования к эпоксидке для столешницы — низкая вязкость, максимальная прозрачность и прочность. Учитывать необходимо и то, что для разовой или послойной заливки столешницы нужны разные виды смол.

Инструкции по смешиванию компонентов желательно изучить заранее

Также важно ознакомиться с рекомендациями по соблюдению временных рамок. Время отвердевания состава у разных видов смол немного различается

Это особенно важно для технологии заполнения формы в несколько слоев при создании объемного изображения на столешнице. Следующий слой можно заливать только после полного отвердевания предыдущего. В среднем процесс занимает около суток. Толщина слоя варьируется от 1,5 мм до 6 см, изредка немного выше.

Важным параметром считается высокая продолжительность жизни. Так называют показатель активности реакции взаимодействия вещества с отвердителем. Смолы с продолжительным временем жизни застывают дольше, но исключают появление такого эффекта, как вскипание (реакция взаимодействия происходит с выделением энергии).

Пристального внимания требуют и дополнительные материалы. Необходимо продумать, что использовать для бортиков опалубки в конкретном проекте. Эпоксидка не должна приклеиться к форме. Разделительные составы, лаки и полироли для готового изделия нужно подобрать тщательно. Качество готовой столешницы зависит от вашей ответственности, в этом деле нет неважных мелочей.

Немного полезной информации для тех, кто планирует попробовать себя в работе с эпоксидной смолой. Используя строительный миксер для смешивания смолы с отвердителем, не включайте большие обороты. Это приведет к появлению пузырьков воздуха, которые не успеют выйти до отвердения и образуют пустоты в слое застывшего компаунда. Смесь рекомендуется несколько раз перелить из одной емкости в другую, аккуратно размешивая.

Если после заливки пузырьки все же образовались, поверхность можно пройти горелкой. Пламя не задерживайте долго на одном месте. Благодаря легкому прогреву пузырьки выйдут на поверхность.

Температурный режим важен для эпоксидки. Так в теплом помещении смесь быстрее станет твердой, а под действием сильного холода застывшая смола может расслоиться. Эпоксидка желтеет, если долго находится рядом с открытым огнем или под прямыми солнечными лучами.

Готовое застывшее изделие рекомендуется покрыть защитным безопасным лаком. Это сделает столешницу прочнее, исключит выделение вредных токсинов, придаст законченный вид новому столу.

Техника безопасности

Степень агрессивности эпоксидных смол в большой степени зависит от выбора применяемого с ними отвердителя, большинство вредных веществ содержится именно в аминовых или кислотно-ангидридных составах, служащих для запуска процессов полимеризации. Но независимо от степени их токсичности, на период работы с ними, пока они находятся в жидком или застывающем состоянии, нужно обезопасить себя от их воздействия.

  • Органы дыхания, на лицо при работе с большим объемами эпоксидки нужно надевать респиратор с возможностью вставки в него изолирующего органику фильтра.
  • Руки должны быть защищены перчаткам на латексной основе, так как у эпоксидных смол очень высокая адгезия, то есть способность прилипать ко всем поверхностям, а также пропитывать их, матерчатые перчатки защитой послужить не могут.
  • Убрать волосы под шапочку или косынку, и не только для того, чтобы вредные пары как-то не воздействовал на них, но и чтобы уберечь смолу от попадания в нее волос. Согласитесь, по меньшей мере странно будет выглядеть застывший в толще отливки волосы. Почти как в еде, столь же неуместно.
  • Кроме того, на поверхность стола или верстака, на которой вы будете работать, нужно расстелить полиэтиленовую пленку. Этот материал один из немногих, наряду с силиконом, резиной или тефалем, которые с эпоксидной смолой или эпоксидным клеем склеить невозможно, так как с ними у них нулевая адгезия. Но по этой же причине эти материалы служат отличными предохраняющими от контакта со смолой покрытиями.

Иметь дома хотя бы небольшое количество эпоксидного материала нужно. Это как ножовка по дереву и металлу, пассатижи, газовый ключ для ремонта сантехники и набор прокладок для кранов, лежит, пить и есть не просит, но  бывают моменты, когда необходимы позарез. Правда, к имеющейся в доме эпоксидке и инструментам нужны еще и руки. Но, надеемся, этот материал послужит хоть какой-то инструкцией к пользованию одним из этих компонентов.

Что следует знать при работе с эпоксидной смолой

Изучая вопрос, как работать с эпоксидной смолой, учитывайте, что эта субстанция не застывает сама по себе (как лаки, которые отвердевают за счет испарения составляющих). Для отвердения смолы требуется определенная химреакция, катализатором которой выступает отвердитель.

Из смолы можно создавать различные предметы и украшения

Работа с эпоксидной смолой для начинающих требует некоторых знаний. Это необходимые нюансы, которые должен знать каждый домашний мастер, решивший создавать различные сувениры.

Соблюдайте точность пропорций

Одно из главных правил, показывающих, как пользоваться эпоксидной смолой: точность пропорций замешивания эпоксидки и отвердителя зависят от типа используемого вещества и производителя. Обычно об этом рассказывает инструкция к смоле. В классическом варианте на 10 частей смолы добавляется 1 часть отвердителя-катализатора.

Грамотно смешивайте компоненты

Все ингредиенты соединяются в чистой емкости, причем отвердитель добавляется в смолу, а не наоборот. Неаккуратное замешивание портит рабочий материал и приводит к образованию трещин и пятен после полимеризации. При соединении составов перемешивайте их очень тщательно и медленно (на протяжении 5–7 минут), помните, что у смолы начинается тепловая реакция. Если она станет очень бурной, субстанция может закипеть и испортиться.

Придерживайтесь температурного режима

Также следует знать, как заливать эпоксидную смолу и помнить, что данный состав реагирует на окружающий его температурный режим. Смолистую субстанцию нельзя заливать в полностью закрытую емкость. А заливочные формы (молды) должны быть изготовлены из жаропрочного материала.

Искусственно провоцировать ускорение полимеризации не стоит. Это можно сделать путем повышения температуры (например, поставив емкость на батарею). Но при таких условиях смолистая субстанция будет образовывать много воздушных пузырей, которые могут испортить конечный результат работы.

Для застывания смоле требуется определенное время

Не забывайте о технике безопасности

Любой способ применения эпоксидки требует соблюдение личных правил безопасности. Смола становится безвредной только после окончания процесса полимеризации. В жидком состоянии – это токсичное вещество, выделяющее вредные пары. При попадании на кожные покровы субстанция вызывает ожоги и аллергические реакции. Обязательно придерживайтесь следующих правил безопасности:

  1. Проводите работы со смолой в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Используйте средства личной защиты: перчатки, маску-респиратор, очки.
  3. Всю одежду после окончания работ стирайте, а помещение проветривайте.
  4. При попадании смолы на руки сразу уберите субстанцию с помощью ватки, намоченной спиртом. Затем промойте руки мыльной водой.

Светильники

Прозрачность компаунда даже с добавленным красителем натолкнуло истинных ценителей творчества на идею использовать смолу в изготовлении светильников. Задача не заключается в получении мощного источника света, так как в этом случае необходимо предусмотреть обеспечение направленного излучения, охлаждение источника, высокую термостойкость абажура. Но в качестве декоративного освещения, подсветки или ночников изделия из смолы составляют достойную конкуренцию вариантам из пластика или стекла.

Условно все светильники из эпоксидки можно разделить на три вида. Каждый из них имеет свои особенности применения, изготовления и долговечности.

  1. Из смолы с люминофором. Возможность свечения некоторых веществ после воздействия на них солнечного света нашла свое применение и в работах с эпоксидной смолой. Речь идет о люминофоре, который сейчас можно купить в виде порошка, причем достаточно недорого. Многие предпочитают заказывать порошок на сайте Алиэкспресс. Смола отлично сочетается с частицами порошка и при смешивании образует однородный материал, способный светиться в темноте. Необходимо только учесть, что в жидкой смоле частички люминофора со временем осядут, поэтому для достижения равномерного свечения приготовленной смоле дают немного настояться, периодически перемешивая ее компоненты. Как правило, такие светильники представляют собой монолит, форма которого зависит от имеющегося молда. Сложные молды дают заготовки в виде колокольчиков или цветков растений. Но даже изделия, представляющие собой геометрические объемные тела, красиво смотрятся, особенно при наличии подходящей фурнитуры. Много света от люминесцентных светильников получить не удастся, зато несколько таких шедевров способны создать соответствующую атмосферу для отхода ко сну или, к примеру, для романтического ужина.
  2. С встроенной подсветкой. Эпоксидная смола в отвержденном состоянии не проводит электрический ток. Ее удобно использовать в качестве изолятора при монтаже электрических цепей. Для того, чтобы смола не нагревалась, используют светодиодную ленту в качестве источника света. Но для упрощения работы смолу заливают так, чтобы лента и часть элементов цепи оказались внутри кристалла. Выглядят такие светильники эстетично и компактно, но у них есть один существенный минус. При выходе из строя светодиодов их поменять невозможно. Такие ночники не предусмотрены для длительной работы. Их обычно включают на непродолжительное время.
  3. С заменяемыми элементами. При наличии подходящего молда можно залить абажур светильника так, чтобы элементы электрической цепи оставались доступными и могли быть заменены. Взаимное расположение диодов и корпуса светильника зависит от возможностей и фантазии мастера. Интерес представляет вариант, в котором абажур выполнен в виде цилиндрической отливки из смолы с полостью внутри. В этой полости размещена LED-лента. Цвет этой ленты должен соответствовать цвету смолы, тогда подсветка будет сочной и яркой.

Шлифовка

Шлифовка эпоксидной смолы позволяет избавиться от внешних дефектов заливки: потеки, выступившие пузырьки, мелких объектов, пыли и мусора на поверхности заливки.

В качестве абразива для шлифовки эпоксидки в основном используют наждачную бумагу, зернистость которой снижается по мере работы: от P320 (для самых неровных поверхностей) и повышаем значение с минимальным шагом до P1500.

Зажим для наждачной бумаги (ручная шлифовка)

Наждачный круг P600 для шлифовальной машины

При работе необходимо регулярно смачивать поверхность, смывая основную массу пыли и прочищая наждачную поверхность.

Наждачные круги или просто бумагу необходимо использовать только высокого качества. Предназначенная для работы по дереву, самая дешевая «наждачка» может испортить весь процесс.

Если украшение из эпоксидной смолы можно отшлифовать при помощи фрезера для маникюрных работ, то столешницу лучше обрабатывать шлифмашиной по дереву.

Важно: При шлифовке не перегреть эпоксидную смолу! При температуре 40°C эпоксидная смола начинает становится пластичной в месте нагрева и может трескаться и крошиться. Дешевая эпоксидная смола хуже переносит механическую обработку, чаще подвергается деформации от нагрева

Работа электроинструментами для шлифовки производится только на низких и средних оборотах с контролем температуры поверхности шлифуемого изделия (тактильно).

Картины

Апогеем настоящего творчества можно считать рисование картин эпоксидной смолой. Назвать это изделие состоящим только из эпоксидки нельзя, ведь сам рисунок создается на основе из стороннего материала, зато других дополнительных компонентов не требуется. Рисовать картину смолой, пожалуй, труднее, чем красками, ведь эпоксидка требует определенного навыка, а помимо этого, мастер должен обладать и художественным талантом.

Суть рисования заключается в том, что смола накладывается определенными порциями на отдельные участки холста. Чтобы она не растекалась за отведенные ей границы, используют только специальные марки с высокой вязкостью. Хотя и жидкие смолы в искусстве тоже нашли свое применение, когда нужно получить градиент цвета.

В настоящее время данное направление развивается высокими темпами. Многие мастера разрабатывают различные лайфхаки, позволяющие в домашних условиях создавать шедевры. Современные компоненты абсолютно безопасны. Если раньше считалось, что смола в жидком виде токсична, то специальные марки смол и красителей, разработанные для рисования, не наносят ущерба здоровью даже при длительной работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector