Мозаичная плитка: виды, особенности, укладка

Мозаика в Помпеях

Огромной известностью пользуется мозаика, найденная в Помпеях, в так называемом доме Фавна, изображающая последний момент битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе. Она считается копией с живописного оригинала, который приписывается греческому художнику Филоксену из Эритреи, современнику Александра. В картине поражает огромное внутреннее напряжение и глубина характеров действующих лиц. Лицо Александра, сего горящим взглядом и резкими угловатыми чертами, совсем некрасивое, по-видимому, имеет большое сходство с оригиналом и совершенно не напоминает многочисленные идеализированные портреты этого героя. На лице царя Дария, который видит гибель одного из близких ему людей, художник передал сложное выражение ужаса, жалости и беспомощности. Мозаика украшала пол одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 кв. м. Для ее изготовления потребовалось около полутора миллионов кубиков из естественных горных пород. В мозаике использовано ограниченное число цветов: черный, белый, желтый и красный. Гете, неоднократно любовавшийся этим замечательным произведением искусства, писал, что каждый раз, подходя к нему, «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению». Назовем еще несколько мозаик из числа найденных в развалинах Помпеи. В столовой одного из домов сохранилась прекрасная мозаика пола с геометрическим и растительным орнаментом, в котором наряду с кусочками цветного мрамора применены стеклянные смальты красного, зеленого, синего, золотисто-желтого и белого цветов. Очевидно, владелец дома чрезвычайно высоко ценил это великолепное произведение искусства и оберегал его от повреждений. Об этом свидетельствует свинцовый лист, которым была прикрыта мозаика и который защитил ее от разрушительных сил разразившейся катастрофы. Там же найдены мозаики с жанровой тематикой, например с изображением группы странствующих музыкантов или актеров, репетирующих перед выходом на сцену. Одна из мозаик изображает морское дно. Весь ее черный фон заполнен рыбами разных видов, плавающими вокруг морского полипа, который вцепился щупальцами в омара. На других помпейских мозаиках мы видим птиц и животных, например дерущихся петухов, кошку, держащую в зубах перепелку, и т. д. Большой интерес в художественном отношении представляет мозаичный портрет женщины, украшавший пол в спальне одного помпейского дома. Портрет, вероятно исполненный с натуры, отличается подлинным реализмом, который нам знаком по лучшим образцам древнеримской скульптуры. Значительным произведением мозаичного искусства, расширяющим наши представления об античной живописи, является мозаика, называемая «Платон в Академии». Однако существует предположение, что на картине изображены семь ученых — членов Александрийского музея. Картина набрана из смальт и мраморных кубиков и обрамлена великолепным мозаичным орнаментом из цветов и фруктов. Простота композиции и лаконичность в изображении деталей свидетельствуют о том, что картина вышла из античной греческой школы живописи.

Подгонка рисунка

Чтобы мозаичная плитка выглядела аккуратно, проявите необычайную выдержку при укладке. При хаотичном монтаже труда это не составит, но если вы затеяли художественную композицию, даже самый простой орнамент, позаботьтесь о совпадении всех позиций.

Укладку самодельной мозаики из керамической плитки выполняют небольшими участками. Сначала на стену наносят клей, а затем на него выкладывают осколки кафеля. На поверхности чертится контур будущего рисунка.

При небольших погрешностях стачивают край наждачной бумагой. Желательно придерживаться одинакового расстояния между фрагментами. После высыхания клея швы заполняются затиркой.

Процесс создания мозаики

Как видите, даже строительный мусор превращается в элегантное украшение интерьера. стоит лишь проявить фантазию и вооружиться терпением.

Стильное оформление

Мозаика – это удивительно прекрасный вид изобразительного искусства, созданный из мелких разноцветных кусочков камня, стекла, керамики. Он позволяет создавать разнообразные по сюжету произведения искусства прямо на поверхностях интерьера помещения. Разноцветные кусочки материала переливаются под солнечным светом.

Ее не стоит использовать на всех поверхностях интерьера, ей нужно отвести определенное место, которое соответствует сюжету, колориту и предназначению. Тогда она обогатит пространство своим присутствием и создаст атмосферу уюта, комфорта и красоты.

Мозаику чаще всего изготавливают из материалов, довольно инертных, стойких к воздействию воды и другим влияниям. Это керамика, стекло, камень и другие, поэтому логично применение мозаичных панно в жилых и общественных помещениях с повышенным уровнем влаги или в месте расположения живого огня. Ее можно применять для декорирования ванных комнат, санузлов, кухонь, каминных зон в гостиных.

При желании можно заказать на стену сюжет древнегреческих мифов, батальную сцену или черный квадрат, выполненный в данной технике. Такой фрагмент можно расположить в любой комнате жилого дома или общественного здания. Ее можно применять как на всю стену, так и на фрагменте стены, на кусочке конструкции, на детали. Любая поверхность или предмет, которые будут отделаны данным материалом, преобразятся.

Если финансовые возможности позволяют, можно задумать панно на всю стену. Его можно купить готовое или заказать мастеру индивидуально. При небольших финансовых возможностях мозаичным полотном можно отделать часть стены, к примеру, это может быть фрагмент, расположенный в месте повышенной влажности или воздействия огня.

Как сделать и какие виды

Модули, тессеры, чипсы, вот как называется мозаика из стекла, а точнее отдельные её элементы, которые составляют единое целое в оформлении интерьера. У заказчиков часто кругом идет голова, цветовая гамма, именно так называется цветовые образцы мозаики, настолько широкая, что даже дилеры не стремятся вести идеальный учет по тонам. Впрочем, как называются стеклышки для мозаики не столь интересно, как процесс создания и окраски. На самом деле в печи для изготовления глиняных изделий можно выпекать отдельные мозаики самим. Процесс получения отдельных элементов из молотого стекла достаточно прост. Стекло надо отмыть, столочь в металлической ступе, полученную смесь смешать с красками, где роль красок выполняют различные металлы, сформировать в форму, желательно с помощью пресс, запечь в печи и остудить медленно. Таким вот образом делается на кустарном производстве эта продукция. Серьезные производители в основе мозаики используют мельчайший песок. Но процедура по формированию будущей мозаики похож на выше описанный. Конечно существуют пропорции формирования смеси и прочие «колдовские» приемы, как говорят современники «танцы с бубнами», и тонкости нагрева, процесса окисления, наличие газовоздушной смеси или её отсутствие, но главное что на выходе у ответственных производителей получаются замечательные тессеры, которые можно пустить в дело, на создание интерьеров. Кстати и формы разные принимает мозаика, стеклянная круглая получается тоже из круглых форм, на входе в печь вся мозаика стеклянная объемная и толстенькая, а вот на выходе она значительное прожигается, сплавляются материалы из которых она состоит и становятся достаточно крепкими, чтобы не ломаться под ногами.

Комбинации и виды стеклянной мозаики:

  • Фоновая (обычно это мозаика из стекла на сетке в цвете моноколор);
  • Миксы (Разнообразная мозаика: камень и стекло, стекло и металл, различное стекло);
  • Мозаичные панно (картины из стеклянной мозаики).

Вот так мозаика и превращается в рисунок

Когда была разработана такая мозаика, прозрачная, стеклянная, вдогонку к ней начали активно развиваться клеи и затирки. Например, теперь можно кардинально поменять цвет с помощью затирки, либо наоборот выбрать такую же прозрачную, так же в разы подняли планку антибактериального загрязнения затирок, на ней теперь ничего не утаишь, «королева то, голая»

Палитра цветов затирок значительно подросла, правда это тенденция всех материалов, стать разнообразнее и многообразнее.

Как мозаики Фролова оказались на Новокузнецкой

Но уже весной 1942 года, едва остановив врага у Москвы, возобновилось строительство метро.  Строительство Новокузнецкой было поручено архитектору Таранову, который  узнал о готовых панно оставшихся от проекта Павелецкой и решил установить их на Новокузнецкой. Н.А. Быкова, его жена и соавтор проекта Новокузнецкой, позже вспоминала:

Панорама Новокузнецкой. Фото Александр «Rusos» Попов. Кликабельно.

Сейчас на станции Новокузнецкая расположены 7 мозаик Дейнеки.  Еще одна, «Парад физкультурников»,  украшает наземный вестибюль станции, а ещё одно смальтовое панно исчезло при установке гермозатвора в 1950-х при превращении метро в противоатомное убежище. Её углы можно рассмотреть под штукатуркой потолка, но состоянии его не известно.

А вот куда делись остальные панно? Доподлинно это неизвестно. Сам Дейнека писал в 1961 году в книге «Из моей рабочей практики»: «Остальные пребывают в земле. Ансамбль нарушен, некоторые мозаики утеряны…»

Плафоны для станции Павелецкая. Те, что чёрно-белые не сохранились.

Территория Мраморного завода Метростроя, во дворе которого укрыты мозаичные плафоны, сегодня частично занята зданием гостиницы «Украина».  Есть вероятность, что часть панно закопаны на незастроенной части участка.  Среди них могут быть композиции «Герб УССР», «Герб РСФСР», «Всадники», «В забое», «Футбол» и «Хоровод».

А может быть панно спрятали в полости бывших Дорогомиловских каменоломен, которые как раз находились вблизи бывшего  завода, но были частично затоплены при подъёме уровня реки после строительства канала?  Как знать, может быть нас еще ждут находки.

Особенности

Мозаика – это очень древний вид искусства, который использовался еще в давних государствах, таких как Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Персия. Само слово происходит от opus musivum – произведение, посвященное музам. Мозаика широко использовалась для декорирования самых разных зданий в течение истории человечества.

Как вид искусства она раскрывает широкие возможности. Благодаря маленьким размерам кусочков, из которых выкладывается мозаичное панно, на нем можно создавать изображения любого характера – геометрические, растительные, сюжетные, многофигурные. Любая тематика является подвластной мозаике: интимная, бытовая, пафосная, военная, национальная, религиозная, государственная.

Мозаику создавали из тех материалов, техникой изготовления которых овладели строители в тот или иной период истории человечества. Это были стеклянные и керамические кусочки. Но также широко применялись природные элементы – камни разной формы, морские раковины, бисер, битые фарфоровые изделия, битое стекло и зеркала, металл, керамогранит.

Элементы, из которых создают материал, обладают устойчивостью к воздействию окружающей среды. Они не подвергаются разрушительному воздействию агрессивных сред, огня, воды. Поэтому мозаику применяют не только в оформлении сооружений изнутри и снаружи, но и в декорировании каминов, печей и садово-парковых малых форм.

Как вид искусства мозаика может быть создана из любого мелкого материала – пластиковых крышечек, кусочков цветной бумаги, деталей компьютера, зерен кофе и специй, из чего угодно, чем захочет творить настоящий зодчий.

Технология работы

Хотя мастера умели придавать отдельным элементам любые геометрические формы, все же основой для укладки стали мелкие кубики прямоугольной или квадратной формы. Реже встречаются овальные и другие элементы.

Основная техника византийской мозаики – это прямой набор. Кубики смальты с неотшлифованной поверхностью укладываются в ряд. И обязательно очень плотно прилегают друг к другу. 

По сравнению с древними образцами, эти элементы намного меньше по размеру и изящнее. Благодаря этому удается добиться тонкой выразительности лиц и цветового перехода. Также отличительной особенностью является более утонченная кладка ликов, одежды, мелких деталей.

Золотой, мерцающий фон – основное условие и отличие от других стилей. Само изображение имеет неровную поверхность и специфический, особенный блеск. Другие отличительные черты и особенности техники – правильные пропорции объектов. Особенно это касается более поздних изображений.

Где же сейчас блокадные мозаики Фролова?

Однако, мозаики для Московского метро Владимир Фролов в Блокаду делал. Делал действительно в нечеловеческих условиях голода и холода, возможно в одиночку в  самый тяжёлый период блокады конца 1941 — начала 1942, который он не пережил. Фролов умер 3 февраля 1942.

И  из блокадного Ленинграда  мозаики для Московского метро действительно вывозили. В архивах найдены свидетельства, что 28 сентября 1942 года «три мозаичных панно для станции ЗИС» были получены «в соответствии с договором» представителем Метростроя т. Таубкиным С. Р.

Всего  стены станции «ЗиС» («Автозаводская») украшены восемью смальтовыми мозаичными панно  «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». Мозаики выполнены в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. Кроме того, для консультации приглашался академик живописи Е. Е. Лансере.  Именно над этими мозаиками В. А. Фролов работал после окончания работ над мозаиками для Павелецкой с начала 1941 года до своего последнего дня жизни в 1942-м году.

Более того, работы над мозаиками для станции ЗиС продолжились и после войны. Так газета «Ударник Метростроя» сообщает о  прибытии ещё одной мозаики в Москву из Ленинградской мастерской, где Фролов проработал до самой смерти. Его дело продолжили его ученики Малышев, Сорокин, Николаев, Грошев и другие художники Ленинградской мозаичной мастерской.

Статья 1948 о прибытии панно на станцию ЗиС. Фото Александр «Rusos» Попов

К сожалению я не нашёл фотографию  спасителя мозаик Самуила Рувимовича Таубкина. После войны он написал книгу по строительству метро. Единственное упоминание о нём я  нашёл в фельетоне Огонька. Там писали о том, что  на пенсии он вырыл под своей дачей бетонный бункер. Видимо строить тоннели было делом его жизни.

Сохранился приказ в котором «За образцовое выполнение в весьма сложных условиях… возложенного задания по командировке в Ленинград, связанной со своевременным окончанием работ Замоскворецкого радиуса», приказом № 453 инженер Таубкин С.Р., вывезший мозаики из блокадного кольца, получил благодарность и был премирован полуторамесячным окладом.   Только вдумайтесь: человек приезжает в блокадный Ленинград и вывозит мозаики!

То есть сам Фролов отправить мозаики  уже никак не мог. Таким образом памятная доска Фролову должна стоять не на Новокузнецкой, а на Автозаводской! 

Те самые блокадные мозаики Фролова для станции «ЗиС» (Автозаводская). Всего их 7.

Технология укладки мозаики

Вопрос о том, как клеить мозаичную плитку на сетке правильно, интересует многих начинающих плиточников. Начать следует с раскладки фрагментов мозаики в выбранном порядке на горизонтальной поверхности. Для удобства дальнейших работ плитку стоит пронумеровать. Впрочем, если ваша мозаика не имеет определенного узора, этим этапом можно пренебречь.

Распределение клея

Укладку мозаичной плитки начинают с самого заметного участка. Это необходимо для того, чтобы места подрезки материала было проще замаскировать. Схему укладки и расположение срезов желательно продумать заранее. Если рисунок и метраж поверхности предполагает подрезку только по шву, разделить сетку можно обычными ножницами-кусачками, а для аккуратного срезания самой плитки придется воспользоваться стеклорезом.

Клеящий состав наносят на облицовываемую поверхность небольшими порциями, учитывая, что на высыхание ему требуется около 15 минут. Раствор распределяют зубчатым шпателем (высота зубьев 6-8 мм), прикладывают к нему плитку и выравнивают. Результат проверяют по уровню. Чтобы мозаика хорошо встала прижимать ее руками нельзя, вместо этого уложенные плитки прокатывают резиновым валиком. Если вы укладываете плитку на кухонный «фартук», перед началом работ его нижнюю границу очерчивают линией и крепят по ней металлический профиль, на который будет опираться материал.

Материал осторожно прижимают валиком

Обращайте внимание на расстояние между листами, оно должно совпадать с промежутками между отдельными фрагментами плитки. Если на стыках стен или других поверхностей после подрезки остались заметные концы сетки, их можно спрятать под декоративной обводкой

Закончив укладку, по свежему клею выполняют очистку мозаичного покрытия – удаляют излишки раствора влажной губкой. Затем поверхность вытирают насухо и оставляют сохнуть на 2-3 дня.

Затирка швов

Укладка мозаичной плитки своими руками завершается зачисткой швов. Для этого вам понадобится затирочная смесь. Различают составы на цементной, латексной и эпоксидной основе. При выборе руководствуйтесь условиями эксплуатации плитки, если она будет подвергаться термическим нагрузкам и воздействию химических веществ, стоит взять затирку с добавлением эпоксидной смолы. Но учитывайте, что ее использование потребует предварительной защитной обработки мозаики воском.

Затирка швов белым составом

Не менее важен и цвет затирки. Она оттеняет мозаичный узор и, будучи неудачно подобранной, способна испортить всю картину. Чтобы убедиться в подходящем сочетании цветов, при покупке сравните затирочный состав с небольшим кусочком вашей плитки.

Выбранную смесь разводят водой, сверяясь с указанной на упаковке инструкцией. Если вы применяете затирку с водоотталкивающим эффектом, то в процессе приготовления раствора не обойтись без дрели с миксерной насадкой. Наносить раствор рекомендуется резиновым шпателем. Работа пойдет быстрее, если воспользоваться шпателем размером 15-20 см.

Завершающий штрих – очистка покрытия от излишков затирки

Затирочная смесь высыхает за 10-15 минут, после чего излишки состава удаляют, протирая поверхность мозаики влажной губкой круговыми движениями. Частое промывание губки предотвратит появление разводов на плитке. Укладка мозаики окончена, остается лишь дать покрытию просохнуть.

Ремонт в ванной комнате – это творческий процесс, где внимание к деталям никогда не будет лишним. При выборе материала покрытия для стен учитывайте, а каких условиях оно будет эксплуатироваться, а также то, как плитка сочетается с полом, потолком и прочими элементами

Отдельно обратите внимание на текстиль. Хорошо, если он будет повторять цвет и фрагменты узора выбранного покрытия.

Подведем итоги. При внимательном отношении к деталям и использовании необходимых инструментов, технология укладки мозаики на сетке не представляет проблемы даже для непрофессионала. Так может, стоит проявить немного усердия и фантазии и украсить интерьер вашего дома мозаичным узором?

Этапы развития византийского искусства в мозаике

История византийской мозаики насчитывает много веков. Первые найденные образцы смальты датируются I и II веком до н.э. А наиболее древние из сохранившихся мозаик относят к III-IV векам. Самые известные древние образцы византийского мозаичного искусства считаются изображения в Равенне и в Айе-Софии, Константинополь.

В Киеве тоже найдены образцы древней смальты. Считается, что древнерусские мастера работали под руководством художников Византии. Своего пика это искусство достигло именно в период расцвета Империи. Далее приемы укладки картин распространились на многие страны Европы.

Вообще, искусство Империи оказало огромное влияние на культуры всей тогдашней и даже последующей Европы. Считается, что в период иконоборчества в Империи (в VIII — начале IX века) уничтожили все древние изображения.

Остались только те, на которых были изображены геометрические фигуры и кресты. Но потом, когда с иконоборчеством было покончено, искусство сложения картина с фигурами и ликами святых возродилось. И усовершенствовалось, достигнув почти небывалой красоты и изящества форм.

Однако с завоеванием Константинополя турками-османами, древние фрески Софии были на многие века замазаны штукатуркой или испорчены. В 1929 году Ататюрк приказал привести собор в порядок, отреставрировать и превратить в музей. Благодаря этому, многие древние украшения были спасены от полного исчезновения и восстановлены.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Виды мозаики

Существуют самые различные разновидности, отличающиеся друг от друга материалом, цветом и эксплуатационными качествами.

Керамическая плитка

Может отличаться разными размерами, квадратной, прямоугольной формой и иметь разнообразное исполнение, например, быть глазированной, кракелюрной или имитировать определенные материалы.

На фото кухонный фартук, выложенный керамической мозаичной плиткой разного цвета.

Деревянная

Считается очень необычным и оригинальным оформительским решением, представляющим собой смесь двух разных древесных пород. 

Камень

Мозаика из натурального необработанного камня, такого как, мрамор, оникс, лазурит или яшма, имеет естественную выпуклую форму, отличается невероятно роскошным внешним видом и прекрасно подходит для декора помещения, как, в стиле прованс, кантри, так и для современного дизайна

Стекло

Обладает разнообразной цветовой гаммой, невысокой ценой и множеством различных вариантов. Стеклянная облицовка может быть прозрачной, матовой, серебристой, платиновой или золотой.

На фото интерьер ванной комнаты со стеклянной мозаикой коричневого цвета на стенах.

Кокосовая

Изготавливается из натурального необычного материала, который отличается не только оригинальностью, но и высокими прочностными, долговечными, экологическими качествами и устойчивостью к повреждениям и образованию грибка.

Смальтовая

Является одним из самых дорогих оформлений, так как изготавливается из натурального стекла. Фрагменты блестящей смальтовой мозаики характеризуются насыщенными цветами и при качественном освещении, будто излучают свет изнутри.

На фото рабочая кухонная зона, облицованная смальтовой мозаикой прямоугольной формы.

Металлическая

Производится из нержавеющей стали, имеет большую толщину и при этом достаточно легкий вес. Металлическая плитка не подвержена коррозии и поэтому особенно прекрасно подходит для комнат с повышенным уровнем влажности.

За счет эффектной металлизированной поверхности, данную облицовку применяют в более осовремененных стилях, например хай-тек.

Пластиковая

Благодаря большому выбору, разнообразному исполнению и невысокой ценовой категории, красивая пластиковая пвх отделка, довольно часто встречается в разных интерьерных решениях.

Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново

Проспект Ленина, 25

 Фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искус­ство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детали­зации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за со­стоя­нием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом

На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Кто делал мозаики для Новокузнецкой

Мозаику, обычно, делают делают двое — художник и мозачист. Художник делает эскиз, а мозаичист подбирает и раскладывает кусочки материала. Эти мозаики, которые сейчас можно видеть на новокузнецкой делал Дейнека. Воплощать в эти эскизы поручили Владимиру Александорвичу Фролову — потомственному мозаичисту в третьем поколении, выполнившему огромное количество мозаик еще до Революции. Тандем оказался успешным. Сначала были сделаны мозаики для Маяковской.  В 1940 году приступили к мозаикам для Донбасской.  Так называлась станция Павелецкая при проектировании… Но ведь на Павелецкой нет мозаик!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector