Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения
Содержание:
- Особенности красящих материалов
- Русская изба боком
- Перенос изображения на дерево – особенности технологии
- Ошибки и как их избежать
- Подготовка дерева
- Краска, лак или воск
- Всем знакомая акварель
- Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
- Основные сведения про гуашь
- Чем можно рисовать на холсте и прочих материалах?
- Как нарисовать осеннее дерево с дуплом
- Гуашь для росписи как альтернатива
- Зачем необходимо украшать дерево картинками
- Методы нанесения краски
- Виды росписи по дереву
- Популярные темы сообщений
- Палех
- Хохлома
Особенности красящих материалов
Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:
- гуашевые;
- акварельные;
- акриловые;
- анилиновые;
- масляные.
Гуашевые
По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:
- легко наноситься на поверхность;
- после высыхания не стираться, не растрескиваться.
Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.
Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.
Акварельные
Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:
- ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
- после высыхания прочно держаться.
Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.
Акриловые
Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.
Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.
Масляные
Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.
Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:
- дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
- прочные, после высыхания их удалить невозможно.
Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.
Анилиновые
Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:
- Ими легко рисовать.
- С ними можно получить множество красивых оттенков.
- Стоят недорого.
Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.
Русская изба боком
Другой вариант рисунка бревенчатого дома сбоку, позволяет изобразить его в перспективе.
На листе бумаге чертят пересекающиеся вертикальную и горизонтальную линии. На вертикальной линии ставят отметки выше и ниже пересечения с горизонталью. Причем нижняя отметка ближе к пересечению.
Затем на горизонтальной линии делают отметки слева и справа подальше от точки пересечения с вертикалью. Теперь соединяют получившиеся отметки на обеих линиях. Получится фигура похожая на ромб.
Параллельно вертикали проводят две линии, которые определяют размеры сруба. Справа — фасад дома, а слева находится боковая стена. Дорисовывают крышу. Затем Окна и брёвна, которые рисуют в перспективе. Стороны «ромба» помогают отлично справится с этой задачей.
На последнем этапе более детально прорисовывают окна, трубу, завалинку. Можно дополнить рисунок задним фоном. С помощью ластика удаляют лишние линии.
Перенос изображения на дерево – особенности технологии
Все фото из статьи
Отличительной чертой века высоких технологий является легкость, с которой тиражируется красота и ставится на поток оригинальность. Но если не каждому дано стать художником и писать великие полотна, то создать неповторимые изображения с помощью простых технологий под силу многим.
Дерево – один из подходящих материалов, на котором отлично будет смотреться фотография или любимый рисунок. Кроме того, что качество изделия останется неизменным на долгие года, это будет своего рода шедевр или штучный товар, в зависимости от того, как им распорядиться.
Похоже на окно в другой мир
Способ второй – клеевой
Кроме высокоточной техники, исходника и деревянного холста понадобится:
- обычный клей ПВА;
- растворитель;
- мелкозернистый наждак;
- лак, например, Dulux;
- валик;
- губка/длинный нож;
- толика терпения.
Обратите внимание! Опытные мастера советуют слегка осветлить изображение до того, как перенести фотографию на дерево, потому что в готовом виде краски будут более насыщенными. Фото перед нанесением. Фото перед нанесением
Фото перед нанесением
раскатать лист валиком на манер разглаживания обоев, или проводя плоской стороной ножа;
оставить высыхать на сутки;
смочить влажной губкой лист;
начать неторопливо и осторожно стирать бумагу своими руками, вернее, пальцами;
дать работе подсохнуть;
покрыть лаком.
Способ третий – гелевый
Из него вы узнаете, как на дерево перевести рисунок с помощью акрилового геля-медиума. Это моделирующая паста, используемая для создания рельефной поверхности, стоит более 500 рублей, но экономить не стоит, как и пользоваться просроченным. По отзывам мастеров хорошие продукт выпускает фирма «Рафаэль».
Из инструментов и расходных материалов вам понадобится:
- фотография и дерево такого же размера;
- гель-медиум и кисть к нему;
- валик/нож/линейка;
- парафин/матовый клей, используемый для декупажа;
- еще одна кисть для парафина.
Стираем туманную завесу
Рабочая инструкция во многом схожа с предыдущей:
- на доску нанести кистью гель. Слой должен быть нетолстым, но и без проплешин;
- на обработанный участок кладется фотография и разглаживается, выгоняя воздушные пузыри;
- оставить на ночь в укромном месте;
- скатать бумагу, дать высохнуть;
- покрыть парафином.
Балуемся переводками
Интересно, как перевести фотографию на дерево без геля и клея? Альтернативой станет чистая пленка для декупажа, на которой будет отпечатана фотография.
После намокания подложка вытаскивается из-под верхней пленки, оставляя на месте сочный рисунок.
Для работы понадобится шкурка, белая акриловая краска, тарелка с водой, ватные диски, салфетки бумажные, кисти, маркер, патинирующий лак.
«ЧИП-АРТ» гарантирует
- Ошкурить поверхность;
- Краску слегка разбавить водой и нанести первый слой, проводя кистью вдоль;
- Второй слой, соответственно, поперечными мазками. Дать высохнуть;
- Перед тем как перевести картинку на дерево, нужно опустить ее на полминуты в воду комнатной температуры;
- Вынуть, приложить к поверхности и вытащить основу;
- Лишнюю влагу с пленки удалить промокательными движениями;
- Дать подсохнуть и замаскировать маркером огрехи.
- Вскрыть лаком.
Обратите внимание! Можно купить специальные салфетки для декупажа. С ними вопрос, как перенести рисунок на дерево, особых сложностей не доставит
В завершение
Новые возможности древесной поверхности, используемой в качестве основы для картины или фотографии, необычны и вызывают массу эмоций. Привычные изображения смотрятся несколько иначе, чем на бумаге – мягче, таинственней. Брендовые расходные материалы помогут увековечить ваш труд, который, возможно, переживет бумажный вариант.
На видео в этой статье показан пример переноса изображения на дерево.
Ошибки и как их избежать
Чтобы овладеть резьбой, потребуется немало времени. И оно уходит не только на то, чтобы научиться работать с инструментом, но и на то, чтобы справляться с последствиями неудач и ошибок, которые совершаются по неопытности.
Профессионалы советуют обращать внимание на эти «мелочи», которые могут испортить финальный результат:
- Необходимо использовать только хорошо просушенную древесину.
- Не стоит поспешно углубляться в поверхность заготовки, все движения нужно совершать плавно и с минимальным давлением на инструмент.
- Необходимо учитывать специфику разных видов дерева, изучив её дополнительно, с разными типами древесины и работать нужно по-разному.
- Нельзя начинать работать без эскиза, новичку следует отказаться от импровизаций.
- Нельзя хвататься за всё сразу и стараться выполнять сложные задачи, нужно постепенно продвигаться от самых простых заданий к более сложным.
Подготовка дерева
Процесс состоит из нескольких этапов:
- Главное, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков. После высыхания изделия они могут запросто отвалиться и испортить внешний вид.
- Если не удалось подобрать заготовку без сучков, то удалите их. Отверстия необходимо тщательно зашпатлевать. Используйте средство, предназначенное специально для деревянных поверхностей.
- Оставьте заготовку на несколько дней, чтобы она хорошо просохла. Не размещайте ее возле обогревательных приборов. От слишком высоких температур она потеряет форму.
- Обработайте поверхность зернистой наждачной бумагой (сначала средней, затем мелкой).
- Нанесите на заготовку грунтовку. Для этого в равных пропорциях разведите клей ПВА с водой. Покройте поверхность, используя широкую кисть. Избегайте образования подтеков и необработанных участков.
- Высушите заготовку в течение нескольких часов.
- Отполируйте поверхность мелкозернистой наждачкой. Если нужно пройдитесь еще раз грунтовкой.
Оставшуюся после шлифовки пыль можно убрать мастихином. Добавьте «опилки» в ПВА и образовавшейся смесью замаскируйте незначительные изъяны на поверхности. После высыхания отполируйте изделие. |
Краска, лак или воск
Мы рассказали, на что опираться при выборе состава краски. Теперь самое главное и приятное — цвет. Одна и та же краска будет по-разному выглядеть при разном освещении. Поэтому подбирать оттенок лучше в помещении с таким же освещением, как там, где вы хотите его видеть.
Если же вы стремитесь сохранить естественный узор и структуру дерева, а не покрывать его цветом, то используйте лак или воск. Прозрачное покрытие защищает поверхность дерева и сохраняет его натуральный вид
Глянцевый лак придаёт изделию блеск, а приятный на ощупь матовый не отвлекает внимание. Цветной воск слегка тонирует поверхность в нужный оттенок, а прозрачный делает её прочной
Лаки и воски можно использовать в качестве самостоятельного покрытия, так и как финишное покрытие для закрепления краски.
Всем знакомая акварель
Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:
- Жидкое средство в тюбиках.
- Мягкая краска в кюветах.
- Твердое вещество в плитках.
Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:
- создает легкие и воздушные рисунки;
- оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
- делает мазки незаметными;
- правдиво передает естественные оттенки;
- отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.
Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.
Расписываем деревянную заготовку своими руками разными красками и учимся закреплять результат
Кто не знаком с разными видами красок, тому будет интересно узнать больше о том, как ими пользоваться при работе с деревом, и какой при этом будет результат.
Гуашь
Гуашь — краска для удовольствия. Она словно создана для работы с простыми сюжетами, легка в нанесении, не растрескивается и не пачкается.
ФОТО: mr-shkaff.ruГуашь наносят на базу, а потом покрывают лаком, давая просохнуть каждому слоюГуашь
Акварель
Акварель – не самый удачный выбор для окрашивания деревянной поверхности. Тем не менее, многие мастера успешно используют её, избегая обещанного набухания дерева от излишней влаги.
Раскрашивают элемент сюжета мокрой кистью без краски, а затем уже наносят цвет. Первым делом расписывают крупные участки и элементы, а затем уже окрашивают мелкие детали и выполняют детальную прорисовку.
ФОТО: gidpokraske.ruЖивопись обретает некую лёгкость и воздушность с плавными переходами от света к тени, но рельефность будет отсутствовать
По окончании окрашивания и высыхании слоя краски, требуется покрытие лаком.
Акварель
Акриловые краски
Акрилом любят пользоваться и начинающие, и опытные мастера. Краска очень легко ложится на дерево, не растекается и выглядит очень ярко.
ФОТО: ampottery.comПлюсом является отсутствие необходимости лакировать поделку, если она просто декоративнаяАкриловые краски
Масляные краски
С маслом новички работают редко. Их нужно уметь разводить посредством олифы или льняного масла, а только потом приступать к творчеству.
Масляные краски дают очень стойкую и яркую палитру. Они подходят для любого вида живописи. Сохнуть изделие будет долго, особенно, если краска разводилась льняным маслом. Это самый долговечный вариант окрашивания.
Масляные краски
Анилиновые краски
Бюджетно будет использовать анилиновые краски. Ими можно окрасить разные предметы из дерева, особенно часто их берут для росписи сувениров.
ФОТО: store.russianarts.onlineРисунки получаются сочными, яркими, а работа не сулит никаких сложностей. Перед их нанесением нужно дважды прогрунтовать основу
К сожалению, с течением времени анилин способен выгорать, поэтому изделия не ставят под прямые солнечные лучи или покрывают лаком с функцией защиты от ультрафиолета.
Анилиновые краски
Темперные краски
Темпера – люксовая краска, которая даёт возможность создать истинный шедевр. Ею окрашивают те предметы, которые можно даже передать по наследству, сделать особенный подарок кому-то дорогому.
ФОТО: rubankom.comТемпера делается на основе яичного желтка или растворе клея
Краска после высыхания уже не смывается и не растрескивается. Состоит краска из эмульсии и красящего пигмента.
Темперные краски
Темперные краски
Основные сведения про гуашь
Гуашь — это водная краска. Она создана на основе акварели, но отличается более густой консистенцией и насыщенным цветом, не растекается на холсте. В изготовлении гуаши используют белила, натуральные пигменты и минеральные добавки: фруктовую камедь, мед, глицерин, масла, а также акрил. Чтобы масса стала густой, добавляют крахмал, декстрин, гуммиарабик. Благодаря титановой краске в составе тона гуаши более приглушенные.
Особенности гуашевой краски:
- можно наносить слоями, на фоне после высыхания вырисовывать мелкие детали и создавать объемные рисунки;
- засохшая краска в банке растворяется водой;
- для исправления ошибки в рисунке не нужен химический растворитель.
Пользоваться гуашевой краской легко — просто добавить воды. Она быстро высыхает, безопасна для кожи и легко смывается. Гуашью выполняют художественную роспись на ногтях, используют в боди-арте. Ею заправляют аэрографы и покрывают большие площади.
Чем можно рисовать на холсте и прочих материалах?
Следующий шаг – выбор инструментов и техники рисования. Это напрямую зависит от выбранного материала – например, если вы предпочитаете классический холст, то для создания картин следует использовать масляные краски для живописи. Для начинающих мастеров лучше остановиться на бумаге и акварельных либо гуашевых красках. Кстати, акварель – весьма распространенный тип изобразительного творчества не только у новичков: с помощью этой удивительной краски профессионал способен создать редкий шедевр!
Также для рисования на бумаге часто используются простые и цветные карандаши, пастельные мелки, уголь, сепия и многие другие инструменты.
Как нарисовать осеннее дерево с дуплом
Довольно просто и легко можно нарисовать дерево с дуплом с пожелтевшими листьями, чтобы получить осенний образ.
Необходимые материалы для осеннего дерева:
- лист бумаги;
- цветные карандаши;
- черный маркер;
- ластик;
- белая гелевая ручка или маркер;
- карандаш НВ.
-
Шаг 1
Отмечаем область будущего ствола осеннего дерева несколькими диагональными линиями.
-
Шаг 2
Теперь можно более детальнее прорисовать ствол и добавить ветви также в виде простых ровных линий.
-
Шаг 3
В верхней части выделяем место для кроны дерева. Рисуем ее в виде кружков разного диаметра.
-
Шаг 4
Создаем плавные линии контура ствола и веток, а затем добавляем детали в середине.
-
Шаг 5
Добавим по центру ствола небольшое дупло овальной формы. Дорисуем по линиям кругов контур листвы.
-
Шаг 6
Полученный рисунок осеннего дерева с дуплом прорабатываем черным маркером.
-
Шаг 7
Закрашиваем коричневым карандашом кору дерева, придавая ей объема.
-
Шаг 8
Для крон дерева, где будут осенняя листва, подбираем желтый и оранжевый карандаш. Прорисовываем объемно.
-
Шаг 9
Усиливаем тень черным цветом, а блики создаем белого. Так получим на листе бумаги красивый рисунок осеннего дерева с дуплом.
Автор урока: vikl-art
Гуашь для росписи как альтернатива
Разделочная досточка для кухни – один из практичных предметов регулярного обихода. Чтобы данная принадлежность ежедневно радовала глаз, ее рекомендуется расписать, сделать это можно гуашевыми красками по дереву. Такой красящий материал имеет схожесть с акрилом, однако по насыщенности немного проигрывает.
Роспись по дереву гуашью состоит из таких этапов:
- Шлифовка доски. Если поверхность изделия была недостаточно ровной, ее необходимо отполировать наждачной бумагой.
- Защита структуры. Если доска не имеет лакового покрытия, ее необходимо обработать морилкой.
- Грунт. Для этого используется акрил любого подходящего цвета. Деревянную доску стоит аккуратно покрыть краской без пробелов. Это будет способствовать легкому и быстрому раскрашиванию.
- Рисунок. После перевода изображения или самостоятельного рисования необходимо приступать к росписи на доске. Для начинающих лучше выбирать простые орнаменты или цветочные мотивы. Прежде чем раскрашивать дерево гуашью, можно добавить в баночку немного клея ПВА для лучшего сцепления.
- Лакировка. После окончания процесса, рекомендуется вскрыть изделие лаком. Можно использовать любой состав, которые есть дома, однако наиболее подходящим считается акриловый лак без запаха.
Мастер-класс, представленный ниже на фото, рассчитан на людей, не имеющих навыки в росписи кухонных досок. Роспись по дереву приносит удовольствие, а полученный результат приводит в восторг всех окружающих.
Зачем необходимо украшать дерево картинками
В отличие от бумаги и холста, картина, находящаяся на дереве, является чем-то новым и интересным в нашем дизайне
Поэтому подобные картины будут обращать на себя внимание, и те люди, которые хотят сделать интерьер, способный удивлять, могут рассмотреть именно этот вариант действия
К тому же можно украсить дерево, которое используется непосредственно в отделке, сделав привычный многим интерьер выглядящем совершенно по-новому. Кроме того таким образом можно украшать разнообразные деревянные изделия, начиная от шкатулок и заканчивая мебелью.
Наконец, перенос изображения на деревянную поверхность может быть хобби для детей и взрослых, а для кого-то и способом заработка. Ведь вещи ручной работы сегодня активно приобретаются.
Методы нанесения краски
Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:
- точечной;
- с использованием изготовленных трафаретов;
- рисунком по эскизу.
Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.
Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.
Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.
С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.
Виды росписи по дереву
Существует огромное количество методик данного искусства. В одной только хохломе их больше десятка, в зависимости от типа орнамента. Наибольшую популярность получили три техники:
- Хохломская роспись.
- Мезенская.
- Городецкая.
Хохлома считается старинным русским промыслом, который зародился в окрестностях Нижнего Новгорода в семнадцатом веке. Посуда их дерева всегда пользовалась спросом на Руси. Но если древесину не обрабатывать, её поверхность впитывает не только влагу, но и различные загрязнения.
Чтобы избежать этого нижегородские умельцы начали покрывать изделия вареным маслом изо льна (олифа). Оно обволакивало дерево, формируя на нем непроницаемую плёнку. Характерная черта росписи – придание изделиям золотого блеска без использования драгоценного металла. |
Принцип нанесения рисунка был заимствован из старинной техники иконописи. Для экономии фона икону окрашивали серебром (позже оловом или алюминием), наносили лик святых и покрывали поверхность изделия льняным маслом в несколько слоев. Каждый слой просушивали в печи при высокой температуре. В результате пленка из олифы становилась золотистого цвета. Серебряный фон также приобретал желтый отлив.
В хохломе в основном используют красный, чёрный и золотистый оттенки. Дополнительно в роспись вводят зеленый и желтый тона. Узор наносится вручную, без нанесения предварительной разметки. Основной орнамент – ягоды, цветки и ветви. Часто встречаются птицы и звери.
Хохломская роспись подразделяется на верховую и под фон. В первом случае по серебристому фону наносят красный и черный рисунок. Во втором – предварительно прочерчивается контур узора, затем фон заполнят тёмной краской, орнамент при этом остается золотым.
Городецкая роспись также зародилась в Нижнем Новгороде в девятнадцатом веке. Она отличается сложными сюжетными композициями. Рисунок так же, как и в хохломе, наносится без предварительной разметки. Узор выполняют темперными красками на ярком фоне.
Основной художественный приём: сначала на поверхность наносится цвет фона, затем выполняются «подмалёвки» (крупные пятна разных оттенков). После этого орнамент прорабатывают тонкой кисточкой.
Завершающим этапом росписи становится «разживка». Это дополнительные штрихи и точки, нанесенные краской белого оттенка
Они акцентируют внимание на деталях и подчеркивают контрастность изображения
Основные мотивы ремесла — цветочные узоры, сюжеты былин и сказок, сценки городской жизни. Мезенская роспись считается одним из старейших типов оформления деревянной посуды и мебели. Основная черта орнамента: дробный узор (звезды, крестики), выполненный в чёрном и красном цвете.
Также в качестве декора использовались схематические изображения животных (коней, оленей). Все рисунки статичны, ощущение динамики возникает благодаря многократному повтору орнамента. |
Роспись осуществляется по негрунтованному дереву. Сначала используется охра, затем выполняется чёрная обводка.
Популярные темы сообщений
-
Прыжки
Все эти виды прыжков, относятся к дисциплине легкой атлетике. Которой начинают обучать еще в обще образовательных учреждениях, и в специальных детских кружках, если упорно заниматься, и тренироваться, можно стать знаменитым олимпийским
-
Балет Ярославна
Впервые драматическая танцующая труппа «Ярославна», в исполнении хореографии и симфонии, произошла в 1974 г. Спектакль прошел в Ленинградском академическом малом театре. Представление было задумано,
-
Эзоп
Эзоп считается первым баснописцем. Он является первооткрывателем жанра басен, хотя его оригинальные произведения не дошли до наших дней. Точной достоверной информации о том, жил ли Эзоп, нет. Некоторые предполагают, что поэт на самом деле существовал,
Палех
Палехская роспись — народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.
До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.
Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью — от рисунка невозможно было глаз отвести.
В настоящее время палехская роспись по дереву — это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.
Хохлома
Еще в 17 столетии в селеньях Заволжья появился большой центр сбыта ремесленных изделий. Он назывался Хохлома. И это слово подарило название самой знаменитой русской росписи по дереву.
Что нужно знать о хохломе:
- Старообрядцы Заволжья тонким кистевым рисунком оформляли иконы, оформляли старинные книги. А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле. Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
- Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы. Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
- Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
- В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо. В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
- Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку». Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
- Древесину для будущих изделий грунтуют, после обрабатывают олифой, завершают лужением. Изделия должны быть блестящими перед росписью.
- Золотые мотивы – главная черта хохломы. Даже роспись деревянных ложек будет шикарной, царственной за счет золотого сияния фона.
Для начинающих хохлома будет сложным стартом, потому как само изделие в этой технике проходит довольно непростой технологический процесс. Но дети рисуют узоры под хохлому, например, простой гуашью. С учетом того, что в современной гуаши есть и золотой цвет, это реально. Целью реально достижимого творческого опыта может быть роспись пасхальных яиц из дерева.
Больше информации о хохломе вы узнаете из нашего обзора: «Секрет популярности посуды хохлома и ее особенности. Как отличить подделку и почему посуда-фейк опасна для здоровья».